Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Словарь

Содержание

Авторская программа учебной дисциплины история (для 1 курса)

Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительных идеалов. Образование США. Французская революция XVIII в. политические режимы периода Революции. Конституции.
Самостоятельная работа: составление таблицы

Разработка урока истории по теме «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»

Зиннатуллина Э.Р., преподаватель истории Братского промышленного техникума

Данная разработка позволяет провести урок истории в соответствии с требованиями ФГОС. Самостоятельное изучение нового материала организуется с помощью рабочих листов, где предложены задания для работы с текстом учебника, картами атласа, размышления над прочитанным. Необходимо выделить не менее 45 минут для данной работы, в конце обсудить верные ответы и дать возможность обучающимся оценить свою работу или работу одногруппников. На этапе закрепления знаний организуется эвристическая беседа по дискуссионным вопросам и проверочная работа.

Переход к индустриальной цивилизации: XVIII — начало XX вв

В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией – небывалым ростом городов, который привёл к преобладающему их положению в экономической жизни общества. Возникли новые социальные слои – буржуазия и наёмные работники. Обострялись противоречия между новыми и старыми классами. Роль гаранта определённой внутриклассовой стабильности выполняла в тот период абсолютная монархия, выдвигающая лозунги заботы об общем государственном благе и надклассовости, к тому же абсолютизм являлся выразителем национальных интересов на международной арене. 18 век связан с появлением нового государства на Северо–Американском континенте. В 1776 г. было провозглашено создание Соединённых Штатов Америки. В 1787 г. была принята федеральная конституция. Конституция признавала самостоятельность 13 штатов, сохранявших свои органы управления, законы, учреждения, но одновременно создавала сильную федеральную власть. Законодательные полномочия закреплялись за конгрессом, состоявшим из двух палат – палаты Представителей и Сената. Исполнительная власть осуществлялась президентом. Учреждался Верховный суд из несменяемых, пожизненно избиранных судей. В 1791 г. были приняты конгрессом 10 поправок к конституции, провозглашавшие гарантии демократических прав и свобод (свобода слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища). Таким образом, США стали тем государством, в котором начали складываться гражданское общество, правовое государство.

В 18 веке в Западной Европе почти повсеместное распространение получили капиталистические отношения. В течение 18 в. в Англии и Франции произошел целый ряд технических открытий и нововведений. Важнейшие из них — механизация ткацкого станка («летающий челнок» 1739), прядильного станка (1764 – 1784) , использование энергии воды (1769), изобретение паровой машины Д. Уаттом (1760). Технические изобретения 18 в. подготовили промышленный переворот первой трети ХIХ в., в итоге которого мануфактурная стадия капитализма уступила место фабрично-заводской, а ручной труд был заменен машинным. Важнейшими признаками хозяйственной жизни Европы в этот период являлось становление и расширение внутренних рынков, формирование мирового рынка, возникновение наций и мировой колониальной системы.

Контрольная работа (тест) по истории

____________Н.В.Медная ____________Г.П.Обувалова
«__» _____________ 2016 г. «__»_____________ 2016 г.
I вариант
1. Экспедиция Христофора Колумба открыла:
А) путь в Индию; Б) Австралию и северное побережье Аляски; В) Центральную Америку и северное побережье Южной Америки; Г) южный мыс Африки
2. Страна владеющая колонией называется ___________________
3. Мануфактура — это: А) предприятие, основанное на ручном наемном труде; Б) предприятие основанное на механической работе станков и машин; В) предприятие основанное на производстве промышленных товаров; Г) натуральное хозяйство
4. В 1519 -1522 году в поисках западного пути в Индию пересек Тихий океан, совершил первое кругосветное путешествие:
А) Фернан Магеллан; Б) Бартоломеу Диаш;
В) Христофор Колумб; Г) Америго Веспуччи
5. Форма правления, при которой вся власть принадлежит исключительно монарху, называется ______________________________
6. Частные предприятия, на которых работают наемные рабочие называютсяА) капиталистические; Б) централизованные;
В) социалистические; Г) ремесленные мастерские
7. «Бостонское чаепитие» это:
А) протест американских колонистов против высоких пошлин на чай; Б) мирные переговоры между Англией и США; В) протест американских колонистов против объединения штатов; Г) обострение отношений колонистов с индейцами
8. В XVI-XVIII вв. в Индии, Китае, Японии (укажите лишнее):
А) государство являлось верховным собственником земли; Б) утвердилось европейское влияние; В) существовал сословный строй; Г) сохранение традиций
9. Соотнесите имена исторических личностей и сферу их деятельности:
А) Дж. Вашингтон 1) путешественник, открывший Америку
Б) Мартин Лютер 2) один из лидеров Французской революции
В) Христофор Колумб 3) первый президент США
Г) Жан-Поль Марат 4) автор Декларации о независимости США
5) один из теоретиков Реформации в Европе
10. Соедините даты и события:
А) 4 июля 1776 1) во Франции принята Декларация прав человека и гражданинаБ) 31 октября 1517 г. 2) первое кругосветное путешествиеВ) 1789-1794 3) Великая Французская революцияГ) 26 августа 1789 г. 4) принятие Декларации о независимости США
5) начало Реформации в Европе (речь М. Лютера)
Согласовано Утверждаю
председатель ПЦК зам. директора по УР
социально-гуманитарных
дисциплин

Интересное:  Льготы большой театр ликвидаторы чаэс

____________Н.В.Медная ____________Г.П.Обувалова
«__» _____________ 2016 г. «__»_____________ 2016 г.
III вариант
1. Тихий океан открыла экспедиция под командованием:
А) Христофора Колумба Б) Васко да Гамы
В) Фернана Магеллана Г) Эрнана Кортеса
2. Владельцев капиталистических предприятий называют______________________
3. В ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых________________
4. Первый президент США:
А) Дж. Вашингтон; Б) Дж. Буш;
В) Рональд Рейган; Г) Б.Обама
5. Великая французская революция была направлена против:
А) развития капитализма; Б) абсолютизма; В) частной собственности; Г) эмигрантов
6) Результатом промышленного переворота стал (о):
А) Переход от индустриального общества к традиционному;
Б) Переход от фабрики к мануфактуре;
В) Переход от экономики, основанной на преобладании промышленности к экономике, основанной на преобладании сельского хозяйства;
Г) Начало перехода от традиционного общества к индустриальному7. Декларация независимости в США была принята:
А) 4 июля 1776 Б) 5 марта 1770
В) 14 апреля 1775 Г) 18 января 1787
8. Один из крупнейших деятелей эпохи Просвещения, учения о происхождении и развитии государства:
А) Жан Жак Руссо Б) Жак Тюрго
В) Шарль Луи Монтескье Г) Адам Смит
9. Соедините даты и события:
А) Первое кругосветное путешествие 1) 1776 г.
Б) Начало Реформации в Европе 2) 1789-1794
В) Образование США 3) 31 октября 1517 г.
Г) Французская революция 4) 1519-1522
5) 1773 г.
10. Соотнесите имена исторических личностей и сферу их деятельности:
А) Т. Джефферсон 1) путешественник, совершивший первую кругосветку
Б) Мартин Лютер 2) один из лидеров Французской революции
В) Фернан Магеллан 3) первый президент США
Г) М. Робеспьер 4) автор Декларации о независимости США
5) один из теоретиков Реформации в Европе

Разработка урока истории по теме «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»

Приложение 1
Рабочий лист по теме: «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»
Термины, которые необходимо знать: капитализм, буржуазия, абсолютная монархия, бюрократический аппарат, дворянство, Англиканская церковь, монополия Абсолютные монархии в Европе
В XV — XVII вв. в Европе возникают абсолютные монархии Найдите в учебнике (§ 37) определение термина «абсолютная монархия» (абсолютизм) Правильный ответ 2 балла
Основные черты абсолютной монархии:
1. Создание разветвленного бюрократического (чиновничьего) аппарата
2. Создание профессиональной армии
3. Усиление карательных органов Перепишите в тетрадь основные черты абсолютной монархии.
Почему абсолютной монархии были необходимы разветвленный бюрократический аппарат, профессиональная армия и сильные карательные органы? Правильный ответ 2 балла
Франция стала страной классического абсолютизма.
Короли Франции добились
1. полного контроля над всеми провинциями (регионами)
2. бесконтрольного издание законов и указов
3. создания постоянной армии
4. полной зависимости церкви Почему именно Франция считается страной классического абсолютизма? Правильный ответ 2 балла
Людовик XIV – «король-солнце» Найдите в учебнике годы его правления.
Определите основные направления политики короля.
Объясните знаменитую фразу Людовика XIV Правильный ответ 4 балла
Абсолютизм в Англии
Английское дворянство Найдите в тексте параграфа материал и зарисуйте схему
Английское дворянство

Зиннатуллина Э.Р., преподаватель истории Братского промышленного техникума
Разработка урока истории по теме «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»
Данная разработка позволяет провести урок истории в соответствии с требованиями ФГОС. Самостоятельное изучение нового материала организуется с помощью рабочих листов, где предложены задания для работы с текстом учебника, картами атласа, размышления над прочитанным. Необходимо выделить не менее 45 минут для данной работы, в конце обсудить верные ответы и дать возможность обучающимся оценить свою работу или работу одногруппников. На этапе закрепления знаний организуется эвристическая беседа по дискуссионным вопросам и проверочная работа.
ПЛАН УРОКА
№№ уроков 41, 42
Тема урока: Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации
Цели и задачи урока:
Образовательная: создать условия для формирования знаний об особенностях и основных этапах образования централизованных государств
Задачи:
1. Изучить основные этапы образования централизованных государств
2. Определить сущность абсолютизма
3. Определить значение Английской революции XVII в. и ее значение для Европы.
Развивающая: создать условия для развития умения организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных преподавателем, (ОК 2), анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3), осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения поставленных задач (ОК 4).Воспитательная: создать условия для формирования толерантности, интереса к отечественной истории, патриотизма, развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся.
Тип урока комбинированный.
Средства обучения: ПК, проектор, презентация, учебник (Артемов В.В. История), атлас (Россия и мир. 10-11 кл.: атлас. – М.: Дрофа, 2014), раздаточный материал.Структурные элементы урока и ориентировочные приемы его проведения
1. Организационная часть.
2. Проверка выполнения домашнего задания – выступления обучающихся с сообщениями по заранее выданным темам.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
Эвристическая беседа по вопросам:
1. Каковы особенности индустриальной цивилизации?
2. Почему в XVI-XVII вв. Европа находилась на этапе формирования индустриальной цивилизации? Каковы причины и последствия этого процесса?
4. Сообщение нового материала
4.1. Абсолютные монархии Европы (работа с рабочим листом – Приложение 1, текстом учебника, атласом).
4.2. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы (работа с рабочим листом и текстом учебника).
5. Закрепление.
Эвристическая беседа по вопросам:
1. Как вы считаете, по сравнению с сословно-представительными монархиями средневековья абсолютизм является прогрессом или регрессом?
2. Были ли альтернатива Английской революции?
Проверочная работа (Приложение 2).
6. подведение итога урока.
А. выставление оценок.
Первая оценка – самооценка за задания, выполненные в тетради по рабочему листу, вторая оценка – за проверочную работу.
Б. анализ и оценка успешности достижения цели.
7. Выдача домашнего задания – подготовка конспекта.
Литература:
Артемов В.В. История : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченко — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — § 35-38.; Россия и мир. 10-11 кл.: атлас. – М.: Дрофа, 2014.

Интересное:  Договора процентного займа между физическими лицами образец

Истоки индустриальной цивилизации и всеобщая история индустриальной эпохи XIX-XX века

Явления человеческой жизни чрезвычайно многообразны. В связи с этим история — наука многоотраслевая. Ее составляет целый ряд самостоятельных дисциплин, а именно: политическая история, гражданская история, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и др. Сложился и ряд вспомогательных исторических дисциплин. Это палеография (история письма), нумизматика (история денег), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и др.

Владельцами мануфактур в Европе могли быть король, группа купцов или отдельно взятый предприниматель — капиталист, буржуа (торговец, ростовщик, банкир, представитель ремесленной верхушки). С появлением машин мануфактуры превратились в фабрики или заводы, что было связано с новым этапом в экономическом развитии европейского общества — промышленной революцией, начавшейся в конце XVIII в.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Словарь

Идеи Контаразвил известный теоретик позитивизма английский философГерберт Спенсер(1820-1903). Он создал системы всеобщейэволюции, согласно которойпрогрессэто постоянное медленное развитие от простого к сложному, от однородного к неоднородному.Прогрессне подчинен человеческой воле и является благотворной необходимостью. Все сферы жизнедеятельности общества охвачены законом усложнения. Цепочка изменений втягивает в себя все новые и новые элементы. Нормальным состоянием общества является состояние равновесия, социальной гармонии. Революции лишь ненадолго нарушают это равновесие и являются болезнью общества. Каждое новое явление постепенно вырастает внутри старой системы, не разрушая ее. В развитии человечестваСпенсервыделял внешние и внутренние факторы, отдавая предпочтение последним биологическим, и прежде всего эмоциям и психологии людей.Цивилизациюон рассматривал как живой организм, развивающийся по законам биологии и физиологии. Он дал биологическую характеристикуцивилизации, жизнь которой складывается из питания (в обществе ему соответствует производство), кровоснабжения (это транспорт и торговля) и нервно-двигательной системы (правительство и военная организация).

Данилевскийсформулировал пять законов исторического развития, основанных на идее культурно-исторических типов. Закон первый гласит, что всякийнародпредставляет свою самобытнуюцивилизацию. Согласновторомузакону,цивилизацияне может сложиться и функционировать без политической независимости.Третий закон утверждает, чтоцивилизациине передаются от одногонародак другому, но лишь воздействуют друг на друга.Цивилизациятолько тогда развивается, констатируетчетвертый закон, когданародыее составляющие объединены в федерацию. Законпятый формулирует суть круговорота цивилизационного развития. Ход развитияцивилизациивсего ближе уподобляется тем многолетним растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Словарь

1. Степень проникновения капитализма в деревню.
2. Наличие свободных рабочих рук .
З. Обуржуазивание дворянства, «новое дворянство» , занимавшееся предпринимательством.
4. Революция , дающая буржуазии допуск к политической власти и обеспечивающая гарантии для предпринимательской деятельности.
5. Политика правительства, направленная на поощрение своей промышленности ( меркантилизм, протекционизм).
6. Преобладание промышленности над торговлей.
7. Технические изобретения и скорость их внедрения в производство.
Все эти факторы в их совокупности имели место только в Англии, поэтому именно английская модель считается классической.

В США не прижились феодальные порядки , и они преодолели колониальную зависимость, слабую промышленность и плантационное рабство на Юге. Огромные пространства на Западе создавали возможности для развития фермерства (капитализма в сельском хозяйстве) и являлись источником особой атмосферы «свободы»

КРИЗИС ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ ВОСТОКА

  • 1 Назовите характерные черты восточных традиционных обществ.
  • 2 Какие реформы были проведены в Японии в эпоху Мэйдзи? Какие последствия они имели для страны? О чем свидетельствует агрессивная политика Японии в конце XIX — начале XX в.?
  • 3 Охарактеризуйте национально-освободительное движение в странах Востока в первой половине XIX в. Какие изменения произошли во второй половине XIX в.? Чем они были обусловлены?
  • 4 Какие факторы обусловили превращение Китая в полуколонию?
  • 5 Какой период вошел в историю под названием «пробуждение Азии»? Что означает понятие «пробуждение Азии»? Приведите факты, свидетельствующие об этом явлении.
  • 6 Когда в странах Востока сформировались идеологии национализма? Какие общие черты они имели?
  • 7 Охарактеризуйте положение стран Африки в XIX — начале XX в. Почему Африку можно рассматривать как континент классического колониализма?

Угроза со стороны западных держав, пытавшихся закабалить Японию, заставила правящие классы стать на путь умеренных буржуазных реформ, проведенных в 1868—1873 гг. Реформаторы упразднили феодальную собственность на землю, ликвидировали раздробленность страны на княжества и ввели префектуры, издали декрет о всеобщей воинской повинности, лишивший самураев их монопольных привилегий. В Японии была введена единая судебная система, отменялись ограничения для предпринимательства и торговли. По государственной инициативе началась индустриализация страны, быстро протекал процесс концентрации капитала и производства. Принятая в 1889 г. конституция провозгласила особу японского императора священной и неприкосновенной.

Тема 9

В чем заключались кардинальные сдвиги в общественном сознании? Охарактеризуйте специфику материальной и духовной жизни в странах Запада и Востока в индустриальную эпоху. Расскажите о романтизме как ведущей философской и ментальной парадигме. Почему произошло крушение идеалов романтизма? Опишите реализм как метод в художественном творчестве и способ постижения окружающей действительности. Определите и соотнесите между собой гегельянство и марксизм. Опишите поворот к авторитаризму и роль идеологических доктрин. Какие теории о социальном равенстве людей вам известны? Что можно сказать о практическом воплощении этих идей? Постарайтесь обрисовать образ человека индустриальной эпохи, учитывая такие его черты как индивидуализм, нигилизм, прагматизм. Проанализируйте рождение феномена массовой культуры. Уделите внимание проблеме «сползания» мира к фашизму. Что можно сказать о тоталитарных идеологиях и проблеме «рабского сознания» в человеке индустриальной эпохи? Расскажите о государственном капитализме и соответствующих ему политических режимах. К чему, на ваш взгляд, сводятся неразрешимые противоречия капиталистического мира?

Интересное:  Как получить бесплатно земельный участок в собственность

Дайте определение понятию постиндустриальной цивилизации. Опишите учение о постиндустриальном обществе, приведя основные теоретические постулаты и критику в их адрес. Расскажите об НТР («технологической революции») как материально-технической предпосылке перехода к информационному обществу. Осветите вопрос о постиндустриальной (информационной) цивилизации, учитывая аргументы «за» и «против». Что такое кризисы перепроизводства и транснациональная монополизация? Опишите глобальные проблемы современного общества и принципиальные возможности для их разрешения. Обрисуйте то, как происходит переход к постиндустриальной цивилизации, учитывая основные исторические вехи. Что вы понимаете под «феноменом глобализации»? Что вам известно о магистральных футурологических сценариях?

Зарождение индустриальной цивилизации

Первые двигатели для питания рабочих машин, использовали силу водяного колеса. Однако такие двигатели можно было использовать только около рек. Бурное развитие машинного производства потребовало изобретения универсальных двигателей, которые можно было бы использовать в любой месте. Если рабочие машины пришли из ткацкой индустрии, то машинные двигатели – из горной промышленности. При эксплуатации горных шахт всегда одной из основных проблем была откачка воды.

На начальных этапах распространение машин было ограничено тем, что их приходилось производить вручную, поэтому каждая из них сильно зависела от изобретательности мастера, однотипные машины заметно отличались друг от друга. Переворот в производстве завершился тогда, когда осуществилась механизация производства самих машин. Благодаря этим изобретениям колониальное подчинение всего мира передовой Европе стало лишь вопросом времени.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Словарь

Профсоюзное движение и образование политических партий. С развитием машинного производсва и роста слоя квалифицированных рабочих возникло профсоюзное движение. В 1824-1825 гг. были легализованы профсоюзы в Англии, в 1842 г. — в США, в 1864 г. — во Франции, в 1866 г. — в Бельгии, в 1869 г. — в Германии, в 1870 г. — в Австрии.

Закрытость границ наносила большой урон Китаю. Общество было отрезано от мировых научных, технических и социальных достижений. В этих условиях Китай становился легкой добычей западных держав. В 1839-1844 гг. и 1856-1860 гг. после так называемых «опиумных» войн, развязанных США, Англией и Францией, китайским правительством был подписан ряд договоров, предоставляющих этим странам большие привилегии. Тайпинское восстание еще более ослабило положение Китая. В тяжелейших условиях феодальных отношений в сельском хозяйстве, конкурентной борьбы с иностранным капиталом национальная буржуазия пробивала себе дорогу. Однако китайская буржуазия не могла противостоять западным странам. В войне 1884-1885 гг. с Францией Китай потерпел поражение. В 1894 г. Япония развязала войну против Китая. По Симоносекскому договору Китай потерял Тайвань, острова Пэнхуледао и должен был платить крупную контрибуцию. Поражение Китая привело к активизации колониалистской политики империалистических государств в Китае. К концу XIX в. Китай представлял собой полуколониальную страну.

СТАНОВЛЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

  • • выделять общие типологические черты цивилизационного и культурного развития Западной Европы, Северной Америки и России в Новое время;
  • • устанавливать связь между цивилизационными и культурными процессами в обществе Нового времени;
  • • анализировать процессы межцивилизационного взаимодействия в эпоху научно-технического прогресса;

Ценность знаний в обществе неизбежно приводила к снижению роли символического сознания в целом и религиозного — в частности. Представления людей о себе и мире становились более практико-ориентированными. Религия занимала все меньшее место в процессе принятия решений, сначала в деле производства и распределения благ, затем — в политике и управлении. Происходило ее вытеснение в частную сферу, в личную жизнь.

Переход стран промышленной цивилизации к концу XIX века к капитализм «организованному»

Верно. Для того чтобы разобраться, чем эти формы отличаются друг от друга, я советую вам дома выписать их в словарь (стр. 12, абзац 2 учебника.) С другой стороны, в руках большой группы людей сосредотачивалась такая власть, о которой не могли мечтать коронованные монархи. Есть книга об американских крупнейших монополистах, которая называется «Некоронованные короли Америки». Эти люди могли влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран. С периодом монополистического капитализма совпадает основная масса колониальных захватов. И это борьба не только за рынки сбыта и источники сырья, но и за влияние в мировой политике. Именно в связи с усилением колониальных войн термин «империализм» получил широкое хождение в конце XIX века. Сначала при помощи этого термина определяли внешнюю политику капиталистических стран. Затем понятие «империализм» распространилось как определение нового этапа развития капитализма-капитализма монополистического.

Большинство капиталов было сосредоточено в трех банках: Лионский кредит, Национальная учетная контора и Генеральное общество. Финансовая олигархия — около 200 семейств, связанных между собой деловыми и семейными узами: Малэ Оттингеров, Ротшильдов и др.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Словарь

Создание современных наций следует рассматривать как часть общего процесса — постепенного превращения аграрного , малограмотного и маломобильного общества в индустриальное, образованное и мобильное , с широкими политическими правами и экономической свободой для всех его членов , а не только для верхушки .

Понятие модернизация в научном смысле означает процесс перехода к более высокому уклада хозяйственной жизни с соответствующим изменением различных сфер ( экономической, социальной , политической и духовной ) общественных отношений .

Ссылка на основную публикацию