Право собственности на земельный участок когда возникает

Право собственности на земельный участок

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Во-вторых, при включении данных объектов в имущественный оборот судьба данных объектов подчинена действию двух принципов: принципа следования, в соответствии с которым земельный участок следует судьбе расположенного на нем здания, строения, сооружения, и принципа сохранения прав на здание, сооружение при переходе прав на земельный участок.

Когда возникает право собственности на земельный участок

В юридической литературе делается попытка разграничить понятия «предоставление», «передача» земельного участка. Так, Н.А. Сыродоев, отмечая непоследовательность использования терминов, отмечает, что «предоставление» употребляется в тех случаях, когда используется не договорной, а административный порядок передачи земельного участка на основе акта, принятого соответствующим государственным или муниципальным органом.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». 3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Право собственности на земельный участок когда возникает

Если строение находится на участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупатель, согласно ст.20 ЗК РФ, не может приобрести право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, то в этом случае покупатель может оформить свое право на земельный участок либо путем договора аренды, либо приобрести его в собственность.

Благодаря реформе возникли новые, несуществующие ранее права собственности. Отныне землю можно покупать, продавать, арендовать, владеть ею пожизненно и передавать по наследству. Земля была признана недвижимым имуществом. Однако она по-прежнему неразрывно связана с земельными и природными ресурсами, поэтому при сделках, совершаемых с земельной собственностью, действует не только гражданское законодательство — учитывается природоохранительное, земельное и другие специальные положения и законы.

Право собственности на земельный участок когда возникает

В иных моментах право постоянного пользования земельным участком возникает из нескольких правоустанавливающих документов: из договорных обязательств по передаче надела на основании договора аренды, и самого основополагающего документа: акта о решении администрации передать землю арендатору.

Момент возникновения права собственности на земельный участок связывают с юридической регистрацией. Она проводится в специальных органах. Регистраторы вносят данные об объекте и новом владельце в единый государственный реестр прав. После этого можно распоряжаться наделом по своему усмотрению.

Приобретательская давность на земельный участок

С 2006 года стало возможным оформление в собственность земельного участка по приобретательской давности. В частности, данная норма указана в 234 статье ГК РФ.
По ней владельцем участка может стать любой гражданин, который пользовался этим участком на протяжении пятнадцати лет. Такое положение позволяет оформить собственность как гражданам, так и организациям. Органы власти муниципалитетов таким правом не наделены.

  1. Пользоваться землей не менее 15 лет. Исчисляться этот срок начинает с момента начала пользования участком. Нужно знать, что если участок истребован из чужого владения, то при этом право пользования начнется с момента истечения срока исковой давности, т.е. 3 лет.
  2. Непрерывность пользования. Это условие обязательно. Не будет рассматриваться дело о праве собственности, если лицо на протяжении 15 лет то пользовалось участком, то прекращало. Из этого правила есть исключение. Данный пункт может быть не учтен, если обстоятельства возникали не по вине правообладателя.
    Помимо указанного нюанса имеется еще один. Будет ли распространяется приобретательская давность на земельные участки на условиях правопреемства?
    Да, право приобретательской давности на земельный участок будет сохраняться. Как правило, это касается граждан и связано с нормами наследственного права. Поскольку умерший законным собственником не считался, наследство он оставит на данный участок в силу обстоятельств не мог. Поэтому по этому основанию на правопреемство могут рассчитывать наследники по закону.
  3. Лицо пользуется землей как своей собственностью. Этот пункт означает, что пользователь должен, к примеру, использовать землю для огородничества, садоводства, т.е. извлекать из нее прибыль для семьи. Судом должно быть установлено, что участком пользовались не по договору аренды или безвозмездного пользования, а самостоятельно.
    В судебной практике по приобретательской давности на земельный участок возникают ситуации о праве собственности при передаче его без оформления. В частности, граждане заключили между собой сделку купли-продажи на участок, но право в регистрирующих органах не было оформлено. На этом основании уже впоследствии возникает необходимость доказывать право собственности и факт передачи земли в судебных органах. Необходимость доказывания в этом случае нужна, поскольку право собственности на землю юридически осталось за старым собственником.
  4. Гласность. Данное условие показывает, что действия по приобретению права собственности не должны быть скрыты от заинтересованных лиц.
  5. Добросовестность заключается в том, что лицо пользуется участком на законных основаниях, т.е. владение землей не возникло в результате вымогательства у других лиц.

Строительство домов из деревянных

Подобные правоотношения могут возникнуть из договорных обязательств между государственными органами и частным лицом. Когда администрация местной власти передает свои земли частному предпринимателю с целью ее обработки и выращивания злаковых или других сельскохозяйственных культур, тогда оформляется право пожизненного пользования земельным участком.

  1. Кадастрового паспорта. Вы его получите после проведения межевания сотрудниками службы реестра, с одновременным оформлением кадастрового плана участка и указанием его площади и адреса;
  2. Документально оформленное основание для формирования вещных прав: акт передачи, различные договорные обязательства;
  3. Подачи заявления для прохождения регистрационных действий и оплата государственной пошлины за оказание государственных услуг;
  4. Предъявляются гражданские паспорта обеих сторон по сделке купли-продажи или доверенность от владельца на совершение регистрационных действий за лицо в договоре.
Интересное:  Замена паспорта после заключения брака 2019 сроки

Глава 3

Каковы особенности предоставления земельных участков для целей, связанных с жилищным строительством?
Особенности предоставления земельных участков для этих целей установлены ст. 30.1, 30.2, 38.1 и 38.2 ЗК РФ.
Эти статьи введены Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и имеют целью установить особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства. Изменения в Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, отношения по поводу недвижимости, направлены на реализацию задач по формированию рынка доступного жилья в Российской Федерации.
Одной из особенностей, заложенных законодателем для предоставления земельных участков для жилищного строительства, является то, что при предоставлении земельных участков не только в собственность, но и в аренду в целях такого строительства не используется общая процедура предварительного согласования места размещения объекта, установленная ст. 30 ЗК РФ. С точки зрения действия норм данной статьи это означает, что при предоставлении земельных участков для строительства должны проводиться торги.
Ряд особенностей проведения торгов по продаже или заключения договора аренды земельных участков для целей жилищного строительства или для освоения земельного участка для таких целей установлен ст. 38.1 и 38.2 ЗК РФ. Данные особенности касаются прежде всего особых условий использования таких участков, обязательных для исполнения победителем торгов.
В этом смысле следует обратить внимание на п. 11 ст. 30 ЗК РФ, в котором перечислены случаи предоставления земельных участков без предварительного согласования: предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Следует заметить, что из данной нормы не вытекает прямой вывод о том, что для предоставления участков в этих случаях должны проводиться торги. Так, согласно п. 3 ст. 30.1 предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в порядке, предусмотренном данным пунктом.
Отличие предоставления земельных участков в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 30.1, от сходных процедур предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов усматривается в том, что орган государственной власти или местного самоуправления, обладающий правом распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в конкретном случае, принимая решение о предоставлении участка без проведения аукциона, обязан опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду, т.е. сделать информацию о передаче земельного участка в аренду доступной неопределенному кругу лиц, тогда как процедурой предварительного согласования предусматривается информирование о предоставлении земельных участков только заинтересованных лиц (п. 4 ст. 31 ЗК РФ). Так, орган местного самоуправления должен информировать землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Поскольку земельные участки, согласно общей норме ст. 30 ЗК РФ, лицам, предусмотренным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования (а возможность такого предоставления на практике исключена быть не может), процедура предварительного согласования для предоставления земель таким организациям для строительства, в том числе и жилищного, применяется.
Статья 30.2 ЗК РФ содержит нормы, устанавливающие особые права и обязанности арендатора земельного участка, предоставленные для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
При этом из содержания п. 9 ст. 22 ЗК РФ следует, что при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей комплексного освоения арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору иному лицу, в том числе права и обязанности, указанные в п. 5, 6 ст. 22 ЗК РФ, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Указанным п. 9 ст. 22 ЗК РФ установлено также, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором. Исходя из содержания комментируемой статьи, можно сделать вывод о том, что данное условие также применяется к договорам аренды земельных участков для комплексного освоения, независимо от срока договора аренды.
Согласно указанным в ст. 38.2 положениям договор аренды земельного участка для комплексного освоения должен содержать следующие условия: максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи; максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
Пункт 5 ст. 30.2 ЗК РФ предоставляет лицу, осуществившему комплексное освоение земельного участка, право преимущественного приобретения земельного участка в собственность или в аренду. При этом следует сделать вывод о том, что этой статьей предусматривается заключение нового договора аренды для следующего за завершенным комплексным освоением использования земельного участка. Если учесть, что согласно п. 1 данной статьи комплексное освоение помимо подготовки документации по планировке территории и выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры включает в себя также и осуществление жилищного и иного строительства, то последующее использование земельного участка должно быть связано с эксплуатацией возведенных объектов недвижимости.
В то же время, исходя из общих положений о содержании договора аренды, которое определяется по соглашению сторон, следует сделать вывод о том, что заключение одного договора аренды в целях комплексного освоения земельных участков и последующего использования участков не противоречит общим нормам Гражданского и Земельного кодексов о договоре.

Интересное:  Сколько врач получает по родовому сертификату

Насколько правомерно относить к федеральной собственности (собственности субъекта Российской Федерации) земельные участки, занятые зданиями, приобретенными юридическими лицами на вторичном рынке, но ранее находившимися в федеральной собственности (собственности субъекта Российской Федерации)?
Этот вопрос можно разделить на два: в чью собственность перейдут указанные земельные участки после разграничения государственной собственности на землю и какой уполномоченный орган принимает решение о приватизации указанных земельных участков до разграничения государственной собственности?
Прежде всего следует объяснить, какое имущество следует считать приватизированным. Это важно, поскольку ст. 3 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» установлено, что в федеральную собственность переходят земельные участки, на которых находится именно приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в федеральной собственности.
С правовой точки зрения приватизированным можно считать только то имущество, которое было непосредственно приобретено собственником в частную собственность из публичной (т.е. приобретено им в порядке приватизации и на основании законодательства о приватизации).
Например, имущество АО, если данная организация продолжает в качестве собственника владеть и пользоваться этим имуществом, после приватизации следует считать приватизированным. То же имущество, но приобретенное в собственность у АО другим лицом, например ООО, а в дальнейшем приобретенное в собственность у ООО частным предпринимателем уже приватизированным являться не будет.
Эта позиция обоснована тем, что приватизация — это лишь отправной момент дальнейшего свободного оборота, в который вовлекается недвижимость, и считать такое имущество приватизированным при каждой очередной сделке (по сути до бесконечности) было бы нелогично. Отношения по приватизации имущества складываются у государства (органа местного самоуправления) и частного (юридического или физического) лица, непосредственно осуществляющего приватизацию. В этом случае имущество приобретается в порядке приватизации и на основе законодательства о приватизации. Поэтому после осуществления всех соответствующих действий, оно именуется приватизированным. В дальнейшем иное лицо приобретает это имущество уже в соответствии с общими нормами об обороте. Поэтому оно будет именоваться имуществом, приобретенным по сделке (по договору купли-продажи, мены и т.п.). То же самое мы наблюдаем и при других отношениях оборота. Так, например, для гр. Иванова дом, приобретенный им в порядке наследования, считается полученным по наследству. Если в дальнейшем Иванов передаст этот дом Сидорову по договору дарения, для Сидорова дом будет полученным в дар, а уж никак не приобретенным по наследству.
Таким образом, земельные участки, занятые недвижимым имуществом, ранее находившимся в федеральной собственности (собственности субъекта РФ, муниципальной собственности), приватизированным, а затем проданным иным юридическим или физическим лицами на вторичном рынке, не подпадают под нормы ст. 3 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» и к федеральной собственности после разграничения государственной собственности отнесены быть не могут.
Ответ на второй вопрос содержится в нескольких федеральных нормативных актах.
Так, ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Вводный закон) установлено, что распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
Данными Правилами установлено, кто принимает решение о приватизации земельных участков, как занятых, так и не занятых недвижимым имуществом, в указанный период. При этом Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) принимает решение о приватизации в случае приобретения гражданами и юридическими лицами объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности. В данном случае приобретение недвижимости гражданами и юридическими лицами имущества, находящегося в федеральной собственности, тождественно приватизации федерального имущества.
В иных случаях (кроме случаев приватизации земельных участков на основании решения субъекта РФ, определенных Правилами) решение принимает орган местного самоуправления. Под эти случаи подпадает приобретение земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество, приобретаемое из муниципальной собственности или из собственности частной (т.е. на вторичном рынке).
В то же время п. 14 ст. 43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Закон о приватизации) определено, что до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают: органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости; органы, уполномоченные Правительством РФ, — в отношении земельных участков, на которых находятся иные объекты недвижимости. При этом, как указывает этот же Закон, данная его норма распространяется только на приватизацию земельных участков, занятых недвижимым имуществом (ст. 5).
Следует при этом обратить внимание на то, что нормы данного Федерального закона в этой части доминируют над нормами постановления Правительства как имеющие высшую юридическую силу. Земельными федеральными законами данный конкретный вопрос не решен. То, что Закон о приватизации не является актом земельного законодательства, не имеет в данном случае принципиального значения, поскольку в ст. 3 Вводного закона не указано, что иное в распоряжении земельными участками до разграничения госсобственности на землю может быть предусмотрено только земельным законодательством.
Истолковать указанною норму Закона о приватизации однозначно достаточно сложно.
С одной стороны, его ст. 43 указывает, вразрез постановлению Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576, что решение о приватизации участка принимает орган, принявший решение о приватизации недвижимости, на нем находящейся. В целом это означает, что вне зависимости от того, перешло приватизированное недвижимое имущество на вторичный рынок или нет (т.е. можно его считать приватизированным или нет), решение о приватизации участка принимает тот орган, который в свое время принял решение о приватизации недвижимости.
Однако, как следует из той же нормы, это касается только тех земельных участков, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не отнесены к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации. Причем не отнесены к данным видам собственности до разграничения государственной собственности на землю.
Таким образом, для применения этой нормы следует решить вопрос, имеются ли в виду земельные участки, на которые не возникло право соответствующей публичной собственности, или речь идет о земельных участках, не подпадающих под критерии Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю», — о них невозможно сказать, в чью собственность они перейдут в результате разграничения.
Данное положение может быть истолковано двояко.
Первое. Данная норма не распространяется только на те земельные участки, на которые уже возникло до разграничения государственной собственности на землю право собственности федеральной, субъекта РФ или муниципальной.
Мнение о том, что такое право может возникнуть до и помимо процедуры разграничения, установленной Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю», основано на общих нормах ЗК РФ и ГК РФ об основаниях возникновения права собственности, в том числе и по сделке. Тогда решение о приватизации подавляющего числа земельных участков до разграничения государственной собственности на землю должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о приватизации.
Второе. Данная норма распространяется только на те земельные участки, для которых Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» не установлены критерии закрепления их в федеральную собственность, собственность субъекта РФ, муниципальную собственность. И именно в этом смысле они не отнесены к соответствующим видам собственности.
Эта точка зрения подкрепляется тем, что в соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Для земельного имущества такой порядок установлен вышеуказанным Федеральным законом.
Признавая в целом неоднозначность содержания норм и учитывая общее развитие правоприменительной практики в пользу первого варианта, мы все же склоняемся ко второй точке зрения, исходя из которой надлежит сделать вывод о том, что порядок приватизации земельных участков, установленный ст. 43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» распространяется на те земельные участки, для которых Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» не установлено, к какому виду публичной собственности они должны быть отнесены.

Интересное:  Где Можно Приобрести Транспортную Карту В Липецке

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

  • а) договоры и иные сделки (гражданско-правовой порядок), в том числе купля-продажа, дарение, мена, рента, наследование земельных участков;
  • 6) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Административно-правовой порядок заключается в передаче компетентным органом в частную собственность из государственной или муниципальной собственности земельных участков посредством первичного предоставления либо переоформления прав на землю. Таким компетентным органом в большинстве случаев (вплоть до окончательного разграничения государственных земель) является орган местного самоуправления.

Переход права собственности на земельный участок: основания для осуществления и законодательное регулирование

  • Подготовка сопровождающих сделку документов на участок (при необходимости – проведение межевания, получение кадастровых документов и выписки из ЕГРН о подтверждении законности распоряжения данным имуществом);
  • Разработка и согласование проекта договора всеми участвующими в нем сторонами, а также, при необходимости, нотариальная проверка этого проекта;
  • Подписание сторонами договора и акта приема-передачи и регистрация результатов сделки в Росреестре путем получения выписки, подтверждающей переход права собственности.

В том случае, если на участке расположено какое-то капитальное строение, его также придется продать. Если на это строение были оформлены законные права владения и распоряжения с получением необходимых документов, то договор купли-продажи понадобится составлять и на него.

Основания возникновения прав собственности на земельные участки: подробно обо всех подводных камнях

Право собственности на земельный участок возникает с момента получения этого первичного документа, который получает собственник в момент перехода прав на ЗУ в его пользу. В обозначенном документе указывают гражданско-правовое действие, которое предоставило землю в собственность указанного в документации лица.

После сметри владельца ЗУ, при предоставлении соответствующего свидетельства, открывается наследство. Претенденты на вступление в имущественное правопреемство по степени близости родства и лица, указанные в завещании, подают заявление на вступление в наследование.

Право собственности на земельный участок: положено законом

Земля продается, покупается, передается в соответствии с нормами действующего в стране законодательства. Но прежде чем с участком земли можно было совершать какие-либо действия, он должен быть в установленном порядке признан объектом недвижимости. То есть он должен отвечать определенным условиям и иметь определяющие его как объект недвижимости признаки. Только в этом случае человек или организация, владеющие землей, могут получить права на нее.

Затем, если не существует законодательных препятствий в выделении участка данному лицу, то проводятся работы по формированию участка и подготовке правоустанавливающих документов. На последнем этапе участок ставится на кадастровый учет и заказчику выдаются на руки документы, удостоверяющие его права на землю.

Когда наступает право собственности на земельный участок

Устав зарегистрирован в Мособлрегистрации в 1999 году. А Постановление местной Администрации о передаче земельного участка СНТ и его членам издано в 2000 году. С какого момента возникло право собственности на участок и какие для этого нужны основания? 11 Декабря 2014, 12:08 Ирина, г. Москва Ответы юристов (3)

федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 2. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. 3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Ссылка на основную публикацию