Варновый Строй По Законам Ману Дхармы Варн

Закрепление варнового строя в праве Древней Индии

В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров относительно границ между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Варновый Строй По Законам Ману Дхармы Варн

Право собственности. В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением.. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника.

царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна.

Варновый Строй По Законам Ману Дхармы Варн

Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных прав не получали.

М.з. прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Хотя М.з. как высшую норму провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой.

Варновый Строй По Законам Ману Дхармы Варн

Законы составлены в Древней Индии между II веком до нашей эры и II нашей эры. Законы Ману представляли собой запись норм обычного права, судебной практики и царских узаконений, имели в свое время официальное значение и относятся к позитивному праву.

Законам Ману принадлежит особое место среди источников права Индии. Их содержание заимствовалось и комментировалось в средние века. Законы, на наш взгляд важнейший памятник древнеиндийского права, который заметно повлиял на развитие права Индии вплоть до ХХ века.

Законы Ману в истории Индии (стр

Решительное признание того, что люди не одинаковы и что существует иерархия сословий, причем у каждого из них свой долг и свой жизненный путь, относится к наиболее примечательным чертам древнеиндийской социологии. Время от времени претензии высших варн оспаривались и выдвигались даже предложения в пользу равноправия, но в общем эта концепция удерживалась с конца периода «Ригведы» до наших дней.

Законам Ману принадлежит особое место среди источников права Индии. Их содержание заимствовалось и комментировалось в средние века. Законы, на наш взгляд важнейший памятник древнеиндийского права, который заметно повлиял на развитие права Индии вплоть до ХХ века.

Курсовая работа — Варновый строй — файл

Четвертую варну составляли шудры. В их среде — обни­щавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали иму­щество. И, тем не менее, он не свободен. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они врождены для него». Он тот, «Чье имущество может быть ото­брано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его свидетельство всегда вызывает подозрение, его наказывают строже 1 .

Кроме того, на ряду с общей дхармой — той нормой поведения, которой должны следовать все без исключения, существует также особая дхарма для каждого сословия и для каждого периода жизни того или иного индивидуума.

Сословно-варновый строй в Индии

Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу, как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием, применяемым к нему. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью царю следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже отрезали два пальца, при второй — руку и ногу, при третьей — смертная казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.

Интересное:  Материнский капитал в дом в деревне

Упоминается в Законах Ману договор дарения. Устанавливаются положения, регулирующие отдельные виды договоров. Законы формулируют и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Недействительным являлось соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливается также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключается.

Государство в Древней Индии

Территория государства делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Особенности варнового строя Древней Индии

Создатели Законов Ману стремились закрепить сложившееся сословное деление и господствующее положение первых двух варн, препятствуя смешению варн и особенно охраняя «чистоту» высшей варны брахман. Так, по законам сын брахманки и шудры попадал в особую социальную группу — «неприкасаемых» (чандалы и др.). Даже случайное прикосновение к ним оскверняло представителей других варн. Они должны были жить вне селений, носить одежду казненных преступников, есть из разбитой посуды и т.д.

Варна кшатриев — вторая привилегированная группа, возникшая в результате войн и постепенно превратившаяся в правящую варну. К этой варне принадлежал сам правитель. В соответствии с дхармой, кшатрий должен был заниматься государственным управлением и военным делом, т.е. «охранять весь мир». Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность охранять подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем варна брахманов.

Законы Ману: общая характеристика (кратко), основное содержание

По Законам Ману младший брат не имел право жениться раньше, чем старший. Также нормы запрещали браки кровных родственников вплоть до седьмого колена. Отдельные статьи посвящаются охране жены и «чистоте потомства». Эти обязанности Законы Ману возлагают на мужа (глава IX, ст. 6, 7).

Тем, кто исследует Законы Ману, характеристика глав этого документа укажет на множественные предписания, направленные на охрану права собственности различных видов движимого имущества, скота, домашнего инвентаря, зерна, а также рабов. Принадлежать человеку могла и земля. Однако она становилась собственностью по прошествии длительного срока владения ей (30-60 лет) при условии добросовестного с ней обращения. Тот, кто бросал свой участок в период сева или жатвы, по Законам Ману должен был быть оштрафован. Такое же наказание ждало и того, кто нарушал правила купли-продажи.

Государство и право Древней Индии

Большое внимание в Законах Ману уделено и обязательственному праву как подотрасли гражданского права. Законодатель различает два вида обязательств: из причинения вреда и из договора. Через весь текст Законов Ману проведено законодателем общее правило: любой вред, причиненный имуществу, должен быть возмещен, но размер этого возмещения зависел от многих обстоятельств. Принималось во внимание, кому принадлежало имущество, кем совершено правонарушение, место, время и наличие умысла у виновного (ст.ст. 215, 232–236, 240 главы VIII и др.).

Индия, одна из великих стран мира, имея обширную территорию и многомиллионное население, сыграла большую историческую роль в человеческой цивилизации. К сожалению, до настоящего времени история Индии не изучена основательно, так как учеными не обнаружены письменные источники, которые бы позволили установить общественно-политические процессы, происходившие на территории Индии в IV тысячелетии до н.э. И только археологические раскопки, осуществленные в Северо-Западной Индии, свидетельствуют, что уже в это время существовали крупные центры Харапп и Махенджо-Даро, вокруг которых сосредотачивались ремесленное производство, орошаемое земледелие и торговля. Можно предположить, что это были своеобразные города-протогосударства, между которыми велась постоянная борьба за первенство. Данный период можно назвать Древним периодом (IV – первая половина II тысячелетия до н.э.).

Законы Ману

Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр. ). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Варновый общественный строй Древней Индии

«А ради процветания миров он [Брахма или Брама — один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде] создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.»

Интересное:  Какая льгота у ветерана труда

Характерные черты и особенности общественного строя древних викингов. Влияние религиозных воззрений и образа жизни древних викингов на ремесла, земледелие, торговлю, культуру, семейные отношения. Повседневные отношения, ритуалы и праздники викингов.

Варновый Строй По Законам Ману Дхармы Варн

В бассейне рек Инд и Ганг в III тыс. до н. э. сложилась древнейшая в истории человечества цивилизация, основателями которой стали индоарийские племена. Пришедшие племена покорили туземцев, чем создали предпосылки для неравенства населения. Кроме того, в результате разложения родоплеменного строя здесь происходит внутреннее имущественное расслоение и складывается классовое общество: рабовладельцы и рабы. Стремление укрепить этот строй предопределяет формирование в Древней Индии особой социальной системы так называемого варно-кастового строя. Назначение этой системы состояло в том, чтобы установить определенные взаимоотношения между категориями населения Индии – родовой аристократией жрецов и воинов, с одной стороны, и массой – с другой. Требовалось урегулировать отношения между завоевателями и покоренным населением. Поскольку в стране произошло и должало углубляться расслоение, то в рамках варно-кастовой системы должны были быть учтены взаимоотношения между богатыми и бедными, рабовладельцами и рабами. Когда рассматривают право Древней Индии, Законы Ману – первое, на что обращают внимание. Этот сборник – самый известный и доступный общественности памятник древнеиндийской правовой культуры. Он пользовался авторитетом и в древности, и в средние века. Согласно преданиям индусов, его автором является прародитель людей – Ману. Кастовая система — социальный институт, возникший в Индии в древности. В силу специфических условий и развития индийского общества институт каст сохранил многие свои пережитки до наших дней, продолжая играть весьма значительную роль в самых различных сферах социальной, экономической, политической и культурной жизни страны. Несмотря на то, что кастовый строй Индии действительно хорошо изучен, множество ученых посвятили этому свои научные труды, на предмет возможности его использования на территории другой страны и в совершенно иную эпоху, кастовый строй не был исследован. На основании вышеизложенного, данная тема представляется актуальной. Цель настоящей работы заключается в установлении сущности такого явления как кастовый строй, его уникальных особенностей, сложившихся в Древней Индии, изучение его правового регулирования. Также целью работы является установление наличия либо отсутствия возможности использования основ данного строя в рамках другого государства, выявление практической значимости древнеиндийских основ построения общества, их эффективность в условиях индустриального общества. Задачи исследования: 1) Выявить основные подходы к определению понятия «каста», анализ данных подходов; 2) Сформулировать определения понятия «каста», руководствуясь его основными признаками; 3) Изучить основные гипотезы относительно происхождения каст в Древней Индии; 4) Определить соотношение понятий «каста» и «варна»; 5) Проанализировать правовое положение брахманов, кшатрий, вайшьев и шудр, основываясь на таких правовых источниках, как «Законы Ману» Для решения вышеуказанных задач в данной работе будут освещены теоретические вопросы, связанные с происхождением каст и варн, определением данных понятий, а также установлением между ними соотношения (глава 1), также отдельно будет исследовано положение каждой из 4 варн по правовым актам – «Законам Ману» (глава 2). Работа основана на научных трудах таких ученых, как Гудрик-Кларк Н., Котовский Г.Г., Крашенникова Н.А., Куценков А.А., Левчук С.В., Лубоцкая Н.Ю., Миненков С.А., Нерсесянца В.С., Осипов А.М. и др. Теоретическая значимость данной работы обусловлена глубоким изучением варно-кастового строя Индии, его структурным анализом, необходимостью уяснения главных аспектов этого сложного, уникального явления. Объект данного исследования – характеристика содержания древнеиндийских Законов Ману, их роль и влияние на государственный и общественный строй в Древней Индии. Задачи работы: — дать общую характеристику государственному и общественному строю в Древней Индии; — рассмотреть особенности и роль Законов Ману как источника древнеиндийского права. В исследовании использованы тексты из Законов Ману, а также работы авторов по истории государства и права зарубежных стран, истории Древнего Востока. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В данной работе была установлена сущность такого явления как кастовый строй, его уникальные особенности, сложившиеся в Древней Индии. Особое значение имела индийская социальная система варн. Она, безусловно, служила классовым интересам рабовладельцев. Согласно этой системе все индийское общество делилось на четыре основные социальные группы, т. е. сословия. Эта система зафиксирована в древней жреческой литературе. Сохранились более поздние сборники обычного и жреческого права. В законах Ману и в сборнике законов Апастамбы основными варнами считались: 1) варна жрецов (брахманов); 2) варна воинов (кшатриев); 3) варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьев); 4) варна шудр (это низы угнетенных и бесправных бедняков и фактических рабов). Принадлежность к определенной варне определялась также и цветовым символом: для брахманов – белый, кшатриев – красный, вайшьев – желтый, шудр – черный. Эта древнейшая варновая система и привилегии трех высших варн были обоснованы особой системой верований, выработанной в Индии. В процессе окончательного формирования рабовладения варновый строй объявлялся извечно существующим порядком. Этот строй-результат божественного промысла, он освящен религией. Была распространена богословская версия о том, что брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры были созданы творцом из всего сущего – Брахмой. При этом жрецы были созданы из его уст, кшатрии – из рук, вайшьи — из бедер, а шудры — из ног. В соответствии с этим распределялись функции: брахманы должны были выполнять обязанности жрецов, кшатрии – осуществлять «управление и войны», вайшьи – заниматься земледелием, скотоводством, торговлей, шудры – обслуживать высшие касты, в первую очередь жрецов- аристократов. Рабовладельцы, считая угнетенные массы рабочим скотом, полагали, что шудры должны стоять вне религии. По законам Ману шудров не следовало обучать религиозному закону, правилам добродетельного поведения, давать им советы, налагать на них обеты. Когда начался упадок рабовладельческих отношений в Индии, важным элементом общественной структуры стал кастовый строи Окончательно эта система сформировалась в период раннего Средневековья. Касты представляли собой замкнутые группы людей, которые обособились вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий. Они отчуждены друг от друга, занимают место в производственной и общественной жизни, установленное обычаем и законом. Касты отличаются от варн тем, что у них имеется внутренняя администрация; они связаны обязательствами взаимопомощи; у них регламентируется производственный процесс, определены правила общения с членами других каст. Они совместно совершали религиозный культ и т.д. Касты и варны отличаются друг от друга и причинами, обусловившими их образование. Варны возникли в результате развития общественного неравенства, в их основе – различие в правах и обязанностях по отношению к рабовладельческому государству. Касты образовались по причине разделения труда. Был проведен анализ основных признаков, присущих каждой касте, сформулировано определение данного понятия. Каста – это эндогамная общность людей, которые получили свой социальный статус по наследству, имеют одинаковую профессию и особые представления о приеме пищи. Было определено, что происхождение каст обусловлено целым рядом факторов: географическим расположением страны и ее историческим прошлым в виде арийского завоевания, социально-экономическими предпосылками и т. д. Был произведен анализ правового положения варн (каст) и выяснено, что для каждой из них характерны свои обязанности и правила поведения, для представителей варн установлены определенные ограничения (например, в брачно-семейных отношениях). Основой такого варно-кастового деления общества преимущественно выступает профессиональный признак, у каждой варны свой род занятий и менять его категорически запрещено. Таким образом, цели нашей работы были достигнуты, задачи выполнены.

Интересное:  Какие льготы имеет ликвидатор чернобыльской аэс на работе

Законы Ману

Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Более подробно законы описывают преступления против соб­ственности и против личности. Среди имущественных преступлений большое внимание уделя­ется краже. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над лич­ностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление.; членовредительские наказания; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это да­леко не полный перечень наказаний. Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась. Законы Ману дают общее представление об уголовном процес­се того времени. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил со­стязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого… Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свиде­телей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов — испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представ­лял собой имущественную сделку, в результате которой муж поку­пал себе жену и она становилась его собственностью. Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управля­лось главой семьи. После смерти родителей имущество либо де­лилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, кото­рый становился опекуном живших в доме младших братьев. Доче­ри от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого.

Кастовый и государственный строй по законам Ману

Судопроизводство по своему характеру процесса, что по уголовным, что по гражданским делам, в основном совпадали. Судебное дело начиналось с подачи заявления и показаний в суде истца, затем ответчика. В зависимости от характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих исполнение решения суда. Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного иска (исключая дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев). Рассмотрение дела прекращалось если ответчик признавал свою вину. В противном случае, ему давалась отсрочка для ответа: первый раз — 3-7 дней, второй раз — 1,5 месяца с целью поиска новых доказательств. Истец должен был оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае, он подлежал штрафу. Бегство и истца, и ответчика — признание вины.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

Ссылка на основную публикацию