Государственные Устройства Вольтера

Основная идея Вольтера и его философские и политические взгляды

В течение жизни Вольтер еще не раз сталкивался с угрозой ареста. Он вынужден был покидать Францию. Философ на протяжении своего пути жил в Англии, Пруссии, Швейцарии. К 1776 году он стал богатейшим человеком Франции, что дало ему возможность создать свое «удельное княжество» в поместье Ферней.

В юности он учился в иезуитском колледже, после чего начал изучать право. Со временем молодому человеку надоело подчиняться отцу, он начал искать свой путь в жизни. С 1718 года он подписывается псевдонимом Вольтер, который является анаграммой его полного имени с припиской «младший».

Вольтер взгляды на государство

Несомненно, виднейшим мыслителем французского Просвещения является Франсуа Мари Аруэ, вошедший в историю мировой культуры под именем Вольтер (1694-1778). Он был типичным представителем высших слоев «третьего сословия» — нарождающейся буржуазии. Как мыслитель и идеолог этого класса он резко критиковал надстройку феодального общества — феодальную идеологию, интегральным элементом которой была религия.

Будучи главным образом борцом за духовную свободу и за человеческое достоинство, Вольтер был очень далек от того, чтобы желать свободы политической и стремиться к какому-либо перевороту. Прославляя Англию и описывая жизнь англичан, он менее всего обратил внимания на их политические права и конституционные учреждения, хотя и не раз высказывал (более платоническое, впрочем) уважение к английскому парламенту и английским порядкам, при которых «у короля руки свободны, чтобы делать добро, и связаны, чтобы делать зло».

Государство и право в учении Вольтера

Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды на пришествие «царства разума» связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлении, нравов, традиций.

Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.

Вольтер о государстве и праве

Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось стремление мыслителя учесть интересы дворянства.

Вольтер был сторонником философии деизма. «Христианство и разум не могут существовать одновременно», — писал Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным («черни», а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда — известное изречение Вольтера: «Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать».

Государственно-правовые воззрения Вольтера

Когда исчезает дух равенства, демократия исчезает, т.к. власть попадает в руки корыстолюбцев. В аристократической республике — умерение личных стремлений, чтобы злоупотребления правящих не выводили народ из терпения. Монархия — честь — это начало в отношениях между подчиненными и властью. Честь — чувство собственного достоинства. Уходит честь – приходит деспотия. Деспотия — страх. От подданных не требуется ничего, кроме раболепства.

Свобода бывает 2-х видов: политическая и личная. Свобода народа не есть народовластие, т.к. деспотия не является способом обеспечения свободы. Свобода встречается только там, где власть умеренная. Всякий человек и собрание людей склонно злоупотреблять властью, поэтому политическая свобода обеспечивается устройством, устанавливающим разделение и взаимное равновесие властей. Пример- Англия.

Интересное:  В Госуслуге Не Могу Оплатить Госпошлину

Основные идеи Вольтера

Вольтер (1694-1778) — французский писатель, философ, историк. Его творчество подчинено борьбе с религиозной нетерпимостью и мракобесием. Он выступал в защиту жертв религиозного фанатизма (дело Каласа, 1762). В 60-е гг. наряду с идеалом просвещнной монархии Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства. Вольтер являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения в Европе тех лет. С Вольтером были вынуждены считаться европеские монархи, Екатерина II, Фридрих II, Густав III и др. домогались его дружбы. Возвращение в Париж в февр. 1778 превратилось в триумф писателя. (Цит. по БСЭ).

Вольтер (1694-1778) — французский писатель, философ, историк. Его творчество подчинено борьбе с религиозной нетерпимостью и мракобесием. Он выступал в защиту жертв религиозного фанатизма (дело Каласа, 1762). В 60-е гг. наряду с идеалом просвещнной монархии Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства. Вольтер являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения в Европе тех лет. С Вольтером были вынуждены считаться европеские монархи, Екатерина II, Фридрих II, Густав III и др. домогались его дружбы. Возвращение в Париж в февр. 1778 превратилось в триумф писателя. (Цит. по БСЭ)

О государственном устройстве

Дени Дидро (1713 — 1784) — один из самых выдающихся фран­цузских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

Свою классическую форму культура Просвещения обрела во Франции. Вольтер (Франсуа Мари Ариэ), Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Лерон д’Аламбер, Жюльен Офрен де Ламетри, Жан-Жак Руссо, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеции, Мельхиор Гримм -вот только некоторые, самые известные имена из блестящей когорты французских просветителей.

Государственное устройство

«Достопримечательности Испании» — Вид на Пиренеи. Бульвар Рамбла в центре Барселоны. Бенидорм. Девушки из предместьев Малаги. Побережье. На воскресном базаре в Мадриде. Горы Сьерра-де-Касорла. Многочисленные карнавалы. Вклад в формирование испанской кухни. Средневековые рыцари. Коста-Бланка. Мадрид в ночной иллюминации. Королевство Испания. Флаг Испании. Севилья. Франсиско Гойя. Романские акведуки. Паэлья. Автопортрет. Дворец-крепость Альгамбра.

Государственное устройство. Конституционная монархия. Глава государства — король. Законодательный орган двухпалатный парламент — Генеральные кортесы (конгресс депутатов и сенат). Состоит из Сената (256 мест — 208 депутатов избираются прямым всеобщим голосованием и 48 назначаются законодательными органами провинций; все сенаторы избираются на 4-летний срок) и Конгресса Депутатов (350 мест — избираются по партийным спискам на 4-летний срок). Исполнительную власть возглавляет премьер-министр — лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент.

Государственные Устройства Вольтера

Чрезвычайно своеобразное место в Просвещении принадлежит Жан-Жаку Руссо(1712-1778) — одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения. Руссо- уроженец и гражданин Женевы, старинного центра кальвинистского богословия и морального уклада жизни. Молодость его протекала в нужде и скитаниях. Одарённейший писатель, Руссо дебютировал краткой диссертацией “Рассуждения о науках и искусствах”, написанной на соискание премии Дижонской академии. На вопрос, содействовали ли успехи наук и искусств улучшению нравов, Руссо ответил с редкой силой убеждения и редким красноречием. Увенчанный премией, он вдруг приобрел известность. Из сочинений, имеющих отношение к философии. Им были в дальнейшем написаны “Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми”, “Общественный договор “, “Эмиль, или. О воспитании” и несколько менее значительных работ. Основная тема философских размышлении Руссо — судьба личности в современном ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями.

Руссо занял особую позицию. Энциклопедисты , даже во время наибольшей дружбы и сотрудничества с ним, никогда не считали его вполне своим. Они находили его слишком бунтарским, плебейски — радикальным и бестактным. Он и был таким. Он выступал не только против существующей власти , но и против боровшейся с ней оппозиции. Никто из современников Руссо не ощущал так сильно, как он, противоречий французской общественной системы. Руссо сознавал их с точки зрения угнетенных мелкобуржуазных масс крестьян и ремесленников, т.н. с точки зрения гораздо более демократичной, чем воззрения большинства просветителей. Именно эта основа идейных позиций Руссо была причиной крайней противоречивости его социальной философии. Критика Руссо одновременно и радикально демократична и реакционна; она завет вперед, к ниспровержению угнетающего человеческого порядка и тянет назад, внушает идеи, которые должны быть характеризованы как реакционная социальная утопия. Основное противоречие современной ему общественной жизни принимает в сознании Руссо отвлеченную форму противоречия между культурой и природой, между естественной, гармонической, по убеждению, жизнью чувства и искусственностью, односторонностью рассудочного мышления.

Интересное:  Дается Ли Инвалидность Если Человек Не Может Работать Трактористом

Государство и право в учении Вольтера

История возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. Основные проблемы истории политических и правовых учений. Методология истории политических и правовых учений.

Изучение жизненного пути и политических взглядов А.Н. Радищева – великого русского мыслителя-революционера и замечательного писателя. Идеи естественного права и общественного договора, как теоретическая основа политико-правовых взглядов А.Н. Радищева.

Политико-правовые воззрения Вольтера (стр

Вольтер энергично выступал против католической церкви, против злодеяний духовенства, мракобесия и фанатизма. Он смело и настойчиво требовал отмены несправедливых приговоров, вынесенных церковными судами, добиваясь реабилитации невинно осужденных жертв церковного изуверства.

Прежде всего он требовал уничтожения привилегий духовенства, упразднения тех особых судов, которые свирепствовали во Франции, изъятия у церкви регистрации актов гражданского состояния с передачей её органам государства. Он проектировал перевод всего духовенства на жалование, превращение духовных в государственных чиновников.

Глава 1

Выше мы привели перечень государств, в которых, по мнению Вольтера, существовал приемлемый строй. Подобный выбор был обусловлен в первую очередь тем, что, по мнению Вольтера, именно в этих странах лучшим образом обеспечивается реализация человеческой свободы. Он писал: «Житель Амстердама – человек; но уже живущий на некотором расстоянии от этого места – эксплуатируемое животное».[39] Свобода – важное понятие в мировоззрении Вольтера, которое, во многом, формировало его общие социально-политические представления. По словам философа, свобода «состоит в том, чтобы зависеть только от законов».[40] Именно закон, по его мнению, должен быть единственным регулятором общественных отношений, которому обязаны подчиняться как простые граждане, так и короли и клир («Человеческое общество, коим управляет произвол, похоже совершенно на стадо подъяремных волов, работающих на хозяина»[41]).
Кто является источником закона? Этот вопрос не имеет однозначного ответа в историографии. Некоторые историки полагали, что Вольтер отрицал идею общественного договора, считая государство исключительно следствием насилия и подчинения одних другим.[42] Наши источники также не позволяют что-либо утверждать однозначно. Тем не менее, они дают свидетельства того, что Вольтер рефлектировал по поводу идеи общественного договора. Ясным представляется и то, что Вольтер отрицал божественное право, считая государство продуктом человеческих взаимоотношений. Это можно понять, изучив отдельный отрывок: «Вполне естественно, что ссорящиеся обращаются к начальнику, которого они избрали для своей героической экспедиции. И вот он стал уже военачальником и судьей….Этот новый глава считается в стране великим человеком; привыкают ему повиноваться, а он ещё больше привыкает повелевать. Я думаю, что таково вполне могло быть происхождение монархии»[43]. Таким образом, Вольтер выводит происхождение власти из деятельности самих людей. Как следствие из этого – люди сами устанавливают законы («чем больше законы, созданные по договору между людьми, приближаются к естественному закону, тем более терпима жизнь»[44]) . Говоря от имени персонажа «А», Вольтер утверждает: «…Я хочу, чтобы у каждого была своя прерогатива: я знаю только законы, которые меня охраняют, и я считаю наше правительство [английское] лучшим на свете, потому что каждый делает у нас, что ему надлежит, что он должен и может. Всё подчинено закону, начиная с королевской власти и церкви».[45] Из этого отрывка можно сделать вывод, что он не отказался от идей, воспринятых им в Англии и в более зрелом возрасте. Вместе с тем можно заметить, что Вольтер отказывается ставить власть короля выше полномочий закона и совершенно не приемлет политических притязаний церкви. О последней он говорит: «Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный – это деспотизм священников».[46]
Для обеспечения гарантии безопасности человеческой свободы Вольтер отстаивает право на свободу слова и гласность. Развитие свободы слова должно повлечь за собой и укрепление общественного мнения, которое, в свою очередь, и будет защищать свои же собственные интересы и не допустит возвращения деспотизма. «У нас [в Англии] каждый может на свой страх и риск писать то, что он думает; это единственный способ разговаривать с нацией. Если она находит, что вы говорили глупо, она вас освистывает; мятежно – она вас наказывает… Нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свою мысль».[47] Помимо всего прочего, свобода слова могла помочь обеспечить успех просвещения народных масс. В философской беседе трёх персонажей на вопрос одного из них « почему люди теперь всё-таки немного лучше и немного менее несчастны», Вольтер даёт ответ — «Потому что начинают мыслить, просвещаться и грамотно писать».[48] Вероятно, Вольтер с оптимизмом смотрел на развитие движения Просвещения, видя в этом международном интеллектуальном явлении шанс на переустройство общества на началах разума и гуманизма («Суждено ли книгам, разрушающим суеверия и вселяющим любовь к добродетели, усовершенствовать людей? Да: если молодые люди будут внимательно читать эти книги, это предохранит их от всех видов фанатизма»[49]).
Наконец, в качестве ещё одного вида естественного права Вольтер выделяет свободу совести. Выше уже говорилось, что в период пребывания в Англии Вольтер был под впечатлением от религиозного плюрализма на островах, в котором он видел условие общественной стабильности. После возвращения из Англии его отношение не изменилось. Он утверждал: «Терпимость так же необходима в политике, как и в религии; нетерпима одна только гордыня…в этом тайный источник всех раздоров».[50] Отмечалось также, что критика католической церкви и христианской религии как таковой выступает на передний план в большинстве произведений философа. «…Из всех жреческих владычеств самое преступное – это, без сомнения, владычество священников христианской церкви» [51] — писал Вольтер. Об отношении философа к религии можно судить по следующей цитате: «…в папистской стране – тридцать годовых праздников, кои образуют тридцать дней безделья и распутства…».[52] В этой связи, даже на протестантизм Вольтер смотрел более благосклонно, чем на католическое христианство, которому он не мог простить существование института монашества, поклонение святым мощам и папскую власть.

Интересное:  Возврат В Бонприкс Как Выгоднее Отзывы

Попытаемся теперь рассмотреть, каких воззрений придерживался Вольтер в последующие годы после возвращения из Англии. Удалось ли ему чётче сформулировать свои принципы и создать стройную концепцию? Изменились ли его взгляды по сравнению с английским периодом жизни?

Концепция идеального государства в трудах Вольтера

Изучение учения Платона о трех началах души, устройстве государства и общественной жизни. Процесс формирования политических взглядов Платона, роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого. Сущность платоновского государства.

Таким образом, Вольтер представляется ярким представителем эпохи Просвещения, вдохновителем ее начала. Взгляды Вольтера не имели революционной реакции, в отличие от многих его последователей. Взгляды француза были умеренными. В вопросах религии, которые занимали очень важное место в творчестве Вольтера, автор не указывал на то, что Бог не существует, но взывал прислушиваться разума в отношении религиозности и фанатизма. Бог для Вольтера — Разум.

Политические и правовые взгляды Вольтера

10) Народ способен контролировать деятельность должностных лиц, но не способен самостоятельно управлять – поэтому основным его правом должно быть право выбирать своих уполнономоченных (т.е. главное – право голосования);

9) Выделяются три основных формы правления: республика, монархия и деспотия. При республиканской форме правления верховная власть находится в руках всего народа (демократия) либо его части (аристократия). Монархия – это правление одного человека на основе твердо установленных законов. Деспотия основана на воле и произволе правителя, который действует вопреки всяким законам и правилам;

Государственное устройство

Можно в этой связи отметить, что политический режим, характеризуя форму определенной классовой диктатуры с точки зрения состояния демократии, пронизывает всю структуру государственной организации, выступает как бы внутренней стороной этой организации. Таким образом, политический режим действительно содержит в себе признаки внутренней формы государства.

Согласно Конституции Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию образований — результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Ссылка на основную публикацию