Государство Как Участник Гражданских Правоотношений Статья

Содержание

Участники гражданского правоотношения

Однако в некоторых гражданских правоотношениях у управомоченного лица есть только субъективное право, а у обязанного лица – только субъективная обязанность. (Праву заимодавца (управомоченное лицо) соответствует обязанность заемщика вернуть взятую в долг сумму. Никаких обязанностей у заимодавца и прав у заемщика нет).

Для того чтобы участвовать в гражданских правоотношениях, необходимо обладать гражданской правоспособностью – общей способностью лица иметь предусмотренные законом права и нести обязанности. Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, субъекты гражданских правоотношений наделяются дееспособностью.

Государство как участник гражданских правоотношений

В случае возникновения спора он может решаться, например, в соответствии со статьей 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство.

Государство как участник гражданских правоотношений

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

4) государство обладает судебным иммунитетом. Это значит, что ответственность его в отношениях с иностранными партнерами ограничена: последние не могут предъявить к нему судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств без предварительного согласия компетентных органов государства, отраженного в международном договоре (ст. 127 ГК РФ);

Статья: Государство как участник гражданско-правовых отношений

— формирует предложения о предоставлении в установленном порядке находящихся в государственной собственности земельных участков, которые ранее были предоставлены органу государственной власти РФ, государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, иной некоммерческой организации, созданной органами государственной власти РФ, в случае прекращения их прав на земельные участки, а также их отказа от указанных земельных участков;

Но при этом содержание компетенции органов власти определяется не только гражданским, но и административным, финансовым законодательством. Например, Российская Федерация может выступить в качестве заемщика, но в пределах сумм возможного внутреннего и внешнего долга, утвержденных на очередной год федеральным законом о федеральном бюджете.

Принцип равенства участников гражданских правоотношений

Статья 23 Конституции РФ 1993 г. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Во-вторых, равенство в гражданско-правовых отношениях не означает, в конечном счете, и равенства в правоспособности (т.е. способности иметь гражданские права и нести обязанности), так как она не одинакова у физических лиц (граждан) и юридических лиц. Более того, нет одинаковой (равной) правоспособности и в кругу юридических лиц.

Статья: Гражданские правоотношения 4

Практическое разграничение имущественных и неимущественных правоотношений состоит, в частности, в следующем. При нарушении прав и обязанностей, составляющих содержание имущественных правоотношений, к нарушителю применяются санкции имущественного характера. При нарушении неимущественных прав и обязанностей к правонарушителям, помимо имущественных мер, обычно применяются иные специфические меры правоохранительного характера: признание авторского права субъекта, признание произведений контрафактными, арест имущества, произведенного с нарушением исключительных прав патентообладателя, и т.п. С помощью указанных мер производится обособление соответствующего результата творческой деятельности как объекта товарного оборота [17, с.113-114]. Необходимость этих мер обусловлена следующим. В отличие от овеществленного имущества, обладание и использование которого одним субъектом делает невозможным его обладание и использование кем-либо другим, многие объекты личных неимущественных прав (например, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования и т.д.) могут одновременно находиться в пользовании неограниченного круга лиц.

Следовательно, реализация субъективного права вне правоотношения мыслима только в том случае, если она будет протекать вне всяких межсубъектных взаимодействий, т.е. вне общества (однако в таком случае отпадет надобность и в самой категории субъективного права). Данный тезис носит характер общетеоретической исходной установки, пользуется поддержкой со стороны ученых [13, с.28] и должен, по моему мнению, сохраняться во всех правовых построениях.

Интересное:  Арендатор Умышленно Повредил Имущество

Государство, как участник гражданских правоотношений: особенности, формы участия, пределы

Публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), их структурные подразделения, выполняя в основном публичные задачи, имеют вместе с тем гражданскую правосубъектность, обеспечивающую осуществление ими интересов и потребностей, относящихся к гражданскому праву.

В соответствии с федеральными нормативными актами, актами субъектов РФ и муниципальных образований по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Органами, практически осуществляющими гражданскую правосубъектность от имени всего государства (Российской Федерации) и субъектов РФ, являются в рамках их компетенции Правительство, его органы, по имущественным вопросам — главным образом финансовые органы (казначейства). (В дореволюционной России для их обозначения использовалось понятие «казна». В настоящее время понятие «казна» означает исключительно имущество.)

Участие государства в гражданских правоотношениях

Указание на то, что государственные органы выступают от имени государства, не должно вводить в заблуждение. В подобных случаях никаких отношений представительства не возникает, поскольку государство в силу особенностей своей природы (коллективный субъект) не может самостоятельно приобретать права и обязанности иначе, чем через действия своих органов. Иное дело, что выступление государства как самостоятельного субъекта в гражданском обороте посредством своих органов необходимо отличать от случаев самостоятельного хозяйствования последних, когда отдельные органы в качестве юридических лиц приобретают права и обязанности для себя (например, при приобретении каким-либо ведомством канцелярских принадлежностей для собственных нужд).

Формы участия государства в гражданских правоотношениях. Вопрос о формах участия государства в гражданских правоотношениях традиционно решается следующим образом В литературе высказано мнение (правда, не получившее поддержки) о том, что в гражданском обороте участвуют не государство как самостоятельный субъект, а хозяйственные государственные организации, т. е. одноименные лица, обладающие гражданской правосубъектностью (см.: Пятков Д.В. О гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований // Журнал российского права. 1999. № 10. С. 78-80). . Публичные образования наделены возможностью участвовать в гражданском обороте в двух формах:

ГОСУДАРСТВО КАК УЧАСТНИК КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Высотина В

В статье рассматриваются особенности участия государства и иных публично-правовых образований в корпоративных правоотношениях, правовые и практические аспекты такого участия. По результатам анализа специальной литературы выделен ряд проблем и представлено собственное видение их решения.

Участие государства в корпоративных правоотношениях так же как и в рыночных в целом является объективной необходимостью. Во-первых, таким образом государство осуществляет экономические и социальные функции, которые закреплены в Конституции РФ. Во-вторых, выполняет задачу по обеспечению устойчивости, прочности различных сфер экономической деятельности. Присутствие государства в корпоративных правоотношениях в большей степени прослеживается в тех корпорациях, которые осуществляют наиболее важную для общества и экономики в целом деятельность, в корпорациях, имеющих стратегическое значение. Тем самым, возможность такого участия позволяет решить многие социальные задачи, преодолеть сложнейшие инвестиционные препятствия, гарантировать безопасность. В качестве примера таких корпораций можно назвать Акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно- производственное объединение машиностроения», Акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация», Открытое акционерное общество «Газпром», Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть», Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» и многие другие. Государство как участник корпоративных отношений характеризуется множественностью субъектов на его стороне — Российская Федерация в целом, субъекты РФ, а также муниципальные образования, которые в свою очередь приобретают корпоративные права и осуществляют коррелирующие им обязанности через соответствующие органы власти в силу ст.ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (-далее ГК РФ) [32,3301]. Из числа таких органов в первую очередь необходимо отметить Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое имеет достаточно обширные полномочия в области управления, в том числе корпоративного, государственным имуществом [23, 2721]. В настоящее время существует достаточно большой массив нормативно-правовых актов, которые регулируют специфику участия государства в корпоративных правоотношениях. Главной проблемой здесь является то, что нет единого законодательного акта, который бы максимально подробно регулировал участие государства в корпоративных правоотношениях. Так, большая часть регулирования происходит на уровне подзаконных актов федеральных органов, органов субъектов РФ, которые зачастую противоречат друг другу [361]. При рассмотрении вопроса о способах участия государства в корпоративных правоотношениях, отмечают, что такое участие может быть прямым либо косвенным [10,70-73]. При прямом участии государство становится собственником акций, долей путем приватизации государственного имущества, в результате наследования выморочного имущества, в результате предоставления бюджетных инвестиций. В литературе достаточно оживленно обсуждается вопрос о возможности свободного учреждения (участия) корпораций публично-правовыми образованиями. При этом ясность в названный вопрос научная литература не вносит. Ряд исследователей полагает, что запрет распространяется только на возможность учреждения (участия) хозяйственных обществ органами государственной власти и местного самоуправления от собственного имени[44]. Такая точка зрения вполне обоснованна и понятна, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 125 прямо указывает на то, что государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в гражданском обороте в качестве «представителей» государства и муниципальных образований, от собственного имени они действуют только тогда, когда это прямо предусмотрено в законе либо ином правовом акте. Другие полагают, что свободное создание и участие в хозяйственных обществах публично-правовых образований возможно только в установленных законом случаях[333]. Для того чтобы внести ясность в поставленный вопрос, необходимо проанализировать некоторые нормы федерального законодательства. В абзаце 2 части 5 статьи 66 Гражданского кодекса РФ установлено, что участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть, в том числе, и публично-правовые образования. Законом об Акционерных обществах установлен запрет на учреждение общества государственными органами и органами местного самоуправления, если иное не установлено федеральными законами (ст.10 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ)[1,1]. В качестве ссылки на такие законы справочная система КонсультантПлююс указывает на статью 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации которая устанавливает, что при предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам соответствующее публично-правовое образование приобретает право на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, такое право оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации [Электронный ресурс]. Также на Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», который в статье 25 предоставляет право государственным и муниципальным органам вносить государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ. При этом действует ограничение: государство и муниципалитет должны приобрести 25% плюс одну акцию [2, 61-64]. Таким образом можно сделать следующий вывод. Гражданский кодекс ограничивает право на участие государства в полных товариществах, предоставляя право на участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере. Закон об Акционерных обществах устанавливает запрет на учреждение акционерного общества лишь органами государственной власти и органами местного самоуправления, а не государством в целом (муниципальным образованием). В свою очередь названные нормы Бюджетного кодекса и Закона о приватизации содержат указания на особые способы возникновения права на участие в корпорациях для государства, которые предоставлены только ему из всех возможных участников корпоративных правоотношений. Отсюда следует, что в законе существуют ограничения на участие в некоторых организационно-правовых формах корпораций, при этом ограничения на учреждение прямо не прописывается. Прямой запрет на учреждение акционерных обществ в соответствующем законе органами власти следует из общих положений Гражданского Кодекса, в частности статьи 125, где говорится о том, что органы власти могут выступать лишь от лица соответствующего публично-правового образования. Однако государство является таким субъектом корпоративных отношений, который с одной стороны, как участник должен преследовать свой имущественный, коммерческий интерес, а с другой стороны — социальный и экономический, в силу заинтересованности страны в целом, поскольку в любых правоотношениях является представителем граждан, проживающих на его территории. Именно здесь может возникнуть конфликт интересов, отличный по своему характеру от конфликта интересов в корпоративных правоотношениях. Однако это уже отдельная тема для исследования, которая также укажет на особенности, специфику присутствия государства как участника в корпоративных правоотношениях.

Интересное:  Госуслуги Возврат Подоходного Налога При Покупке Квартиры Как Посмотреть Свою Декларацию

Реферат — Субъекты правоотношений в гражданском праве

Изучение теоретических основ гражданских правоотношений. Выявление особенностей проявления общих прав в процессе осуществления различного рода деятельности. Определение содержательной стороны гражданских правоотношений: понятия субъекта и объекта.

Субъекты гражданских правоотношений как субъекты гражданско-правовой деятельности. Разграничение различных субъектов гражданского правоотношения и правосубъектность. Государство и муниципальное образование как субъекты гражданских правоотношений.

Государство как участник гражданских правоотношений

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

Государство как субъект гражданских правоотношенийимеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

Статья: Виды гражданских правоотношений

Вторую группу субъектов гражданских правоотношений составляют юридические лица, которые являются основными участниками гражданского оборота. Одинаковыми признаками всех юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений являются организационная целостность (предполагает наличие для решения необходимых задач внутренней структурной организации, закрепленной в уставе, уставе и учредительном договоре, только в учредительном договоре или типовом положении в зависимости от их вида), имущественная обособленность (наличие имущества на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления), самостоятельная ответственность по всем принятым обязательствам своим имуществом, обособленным в результате создания юридического лица от имущества его учредителей, участие в хозяйственном обороте, судебных и иных публичных учреждениях от своего имени, которое может быть конкретизировано фирменным наименованием, зафиксированным в реестре юридических лиц, и местом его нахождения.

Интересное:  Выплата На 90 Лет

Такое деление не было формальным, так как отношения в этих группаx обладали различными признаками.11 И если первые очень похожи на имущественные правоотношения, вследствие чего теперь уже и законодатель воспринял понятия «интеллектуальной», «промышленной» собственности соответствующими характеру гражданско-правового регулирования, то наличие вторых и раньше вызывало сомнения, а теперь и вовсе отрицается. После принятия ГК 1994 г юристы высказывают мысль о том, что теперь все личные неимущественные отношения превратились в связанные с имущественными, так как законодатель позволяет за нарушение личных прав, и других нематериальных благ взыскивать убытки и компенсировать моральный вред.12

Государство в гражданских правоотношениях (стр

Таким образом, круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, подчеркивается в литературе, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. Этого и не следует делать, подчеркивают специалисты, так как в задачу гражданско-правовой науки входит не перечисление с возможно большей точностью и тщательностью всех правовых отношений, регулируемых гражданским правом, а выявление тех их общих свойств, которые и позволили объединить их в предмете одной и той же отрасли, именуемой гражданским правом.

Первое, что бросается в глаза, это то, что гражданское право имеет дело с имущественными отношениями. Под имущественными обычно понимают такие общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ, то есть вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова.

Контрольная работа — Государство как субъект гражданского права

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Суверенитет государства как основание формирования особого статуса государства — участника отношений в международном частном праве. Концепции о видах иммунитета государства. Понятие иммунитета государства в законодательстве Российской Федерации.

Участие государства в гражданских правоотношениях

Гражданским законодательством на государство распространен принцип самостоятельной ответственности субъектов гражданского права (пп. 2-5 ст. 126 ГК). Это означает, что Российская Федерация, и созданные ими юридические лица (унитарные предприятия и учреждения) не отвечают по обязательствам друг друга. В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона о Центральном банке РФ (Банке России) Российская Федерация не отвечает по обязательствам Банка России, а этот Банк не отвечает по обязательствам федерального государства (если только он специально не принял на себя такое обязательство либо оно прямо предусмотрено федеральным законом). Данный принцип в равной мере применим, во-первых, к случаям несения договорной ответственности, т.е. ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых государством обязанностей по договорам, и, во-вторых, к случаям несения внедоговорной ответственности, которая может наступить за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возникших из односторонних действий, либо за вред, причиненный личности или имуществу физического лица и имуществу юридического лица (в частности, специальным деликтом является причинение вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа — ст. 1069 ГК), а также вследствие неосновательного обогащения.

Исключения из общего порядка гражданско-правового регулирования, вытекающие из особенностей государства, не могут толковаться в смысле оснований для приоритетной защиты прав и интересов отдельной категории субъектов и для безосновательного переложения негативных имущественных последствий ненадлежащей деятельности указанных субъектов на иных участников гражданского оборота.

КАК УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Вместе с тем только эти собственники производят отчуждение своего определенного имущества (земельных участков, жилых помещений и других объектов недвижимости, а также акций акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий) частным лицам в порядке приватизации.

Государство является обязательным участником (стороной) в соглашениях о разделе продукции . По таким соглашениям (договорам) предприниматели, включая иностранных инвесторов, получают право на поиск и добычу минерального сырья на находящихся в государственной собственности определенных участках недр, причем от имени Российской Федерации здесь совместно выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен соответствующий участок недр.

Ссылка на основную публикацию