Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста

Содержание

  • развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
  • доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
  • ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
  • в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
  • экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
  • позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.ppt» можно в zip-архиве размером 2954 КБ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ, СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ

Современная социокультурная ситуация требует воспитания здоровой, компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Исходя из него, целью деятельности дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей личностных качеств, обеспечивающих им успех на следующей ступени образования и в дальнейшей самостоятельной жизни, которая должна протекать в согласии с природой. Поставленные дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) цели предопределяют структуру модели выпускника ДОУ, которая представляет собой возрастной портрет, описывающий достижения ребенка к концу дошкольного детства.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое — с жёлтым, а третье — с зелёным. Игровой персонаж (например, Петрушка) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор).

Дидактические игры экологической направленности для детей дошкольного возраста

  • Знакомить детей с доступными явлениями природы.
  • Показать изменения, происходящие в разные времена года.
  • Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце, воздух и вода.
  • Продолжать знакомить с природными явлениями.
  • Расширять представления о насекомых, птицах.
Интересное:  Возражения На Заявление О Судебных Расходах На Представителя В Гражданском Процессе

Презентация — Дидактические игры по экологическому развитию для детей дошкольного возраста

Как показывают результаты диагностики сформированности экологических представлений детей, в СЕНТЯБРЕ 2004–05 уч. года, т.е. в начале учебного года, дети испытывали значительные сложности при выполнении практически всех диагностических заданий. Например, при выявлении экологических представлений о мире животных, растений, об объектах и явлениях неживой природы дети в ответ на просьбу педагога называли объекты, выделяя их признаки и свойства только непосредственно в деятельности и лишь 2 ребенка (10%) различали и называли достаточно большое число объектов природы и знали, например, основное строение растений и их состояние по сезонам. Что касается бережного отношения детей к объектам природы, то следует отметить слабое выражение эмоциональных реакций при общении с природой, дети эпизодически принимали участие в уходе за растениями и животными и мотивировали необходимость бережного отношения к объектам природы, исходя из их утилитарной пользы для человека.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста (работа 2)

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д.

Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста

В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.

Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста

Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Дидактические игры как средство экологического восприятия детей дошкольного возраста

Начало формированию системы непрерывного экологического образования в России положили материалы Международной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП в Тбилиси в 1977 г. и конгрессы в Москве, «Тбилиси + 10» (1987 и 1990 гг.). Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако все еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отбору его содержания; не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в ДОУ. Наблюдается противоречие: цели, задачи, содержание экологического образования дошкольников определяются с позиции новой, экоцентрической парадигмы, в то время как содержание и методика — со старой, антропоцентрической. Данное противоречие осложняет функционирование дошкольной ступени как неотъемлемой части системы экологического образования.

Интересное:  Льготы и субсидии многодетным

Экологическое образование детей дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр

Среди игр экологического содержания мы используем в практике предметные игры, которые предполагают использование игр природных объектов: шишек, камешков, раковин и т.д. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребёнка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам: цвету, размеру, характеру происхождения, форме. На экскурсиях и прогулках используется игра «Угадай, что в мешочке?» В небольшой мешочек помещаются различные природные предметы. Задача ребёнка — на ощупь определить предмет. Это один из вариантов игр, направленный на сенсорное развитие ребёнка.

Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Активизируя умственную деятельность всех детей при выполнении задания одним из них, целесообразно одновременно предлагать им анализировать действия и ответы этого ребенка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения. Все это способствует развитию доказательности детской речи, что и требуется для точного выполнения задания.

Дидактические игры экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста

Затем воспитатель предлагает найти жидкие вещества, которые текут: вода, компот и т.д. В жидкости тоже живут человечки. Они держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями. То есть они держат свои ручки так, чтобы сквозь воду могли пройти твёрдые предметы.

Сайт для воспитателей детских садов

6 Где снежинки? Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лѐд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор. Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырѐх времѐн года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Назови растение Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвѐртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. — Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещѐ отличаются растения друг от друга? — На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.? Четвѐртый лишний Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвѐртый лишний» 1. заяц, ѐж, лиса, шмель; 2. трясогузка, паук, скворец, сорока; 3. бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5. пчела, стрекоза, енот, пчела; 6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7. таракан, муха, пчела, майский жук; 8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9. лягушка, комар, жук, бабочка; 10. стрекоза, мотылѐк, шмель, воробей. Игра в слова Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану). Словарь: муравейник, зелѐный, порхает, мѐд, увѐртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.) Земля, вода, огонь, воздух Играющие становятся в круг, в середине ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырѐх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух — названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а ребята еѐ детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весѐлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лѐгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась. Угадай растение Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нѐм, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовѐм его.

Интересное:  Полагается ли льгота ветерану труда на оплату запирающее устройство

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

В разделе «Играя, растем» задачи и содержание программы «Дитина» состоит в том, чтобы обеспечивать возможности удовлетворения в игре социальные, познавательные и эстетические потребностей, содействовать творческому использованию разнообразных представлений об окружающем мире, реалистических и сказочных ситуаций для создания новых сюжетов игр. Также программа призвана содействовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых сообществ по интересам, поддерживать морально ценные сюжетные линии, стремление быть справедливыми, выдержанными, чувствовать себя уверенно, защищать собственную идею и уважать мысль другого, избегать конфликтов [31].

Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Ссылка на основную публикацию