Смена разрешенного использования земельного участка сельхозназначения

Содержание

Как изменить вид разрешенного использования земель сельхозназначения

Собственник должен заранее озаботиться подготовкой к запланированной процедуре, в первую очередь, собрать комплект необходимых для ее проведения бумаг. Также необходимо узнать в администрации населенного пункта, существует ли постановление, согласно которому становится возможной смена ВРИ. Перечень бумаг, которые необходимо предоставить для осуществления данной процедуры, четко не определен: местные органы власти сами устанавливают, какие документы будут в него входить.

Лучше всего, если собственник лично передаст все необходимые бумаги и напишет ходатайство о смене вида пользования. Однако, при желании, он может поручить это доверенному лицу. В этом случае, последнее должно обладать соответствующими полномочиями, которые прописаны в доверенности, заверенной нотариально. В качестве заявителей также могут выступать арендаторы. Возможна отправка документов посредством Почты РФ.

ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Вместе с тем градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения ( п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами ( п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

2) земли указанных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами; требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

На основании статьи 27 ЗК оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон); образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется ЗК и Законом (за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями). Согласно статье 79 ЗК сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Законом.

В соответствии со статьей 1 Закона оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Согласно статье 13 Закона участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 Закона.

Согласно статье 6 Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Кроме того, указанная статья предусматривает возможность принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (например, использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки) определяются в соответствии с ЗК.

Кроме того, Законом установлено, что одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов. При этом изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» или «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства», «для дачного строительства» приведет к тому, что соответствующий земельный участок «выводится» из-под действия Закона (статья 27 ЗК, статья 1 Закона — действие Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями) и, следовательно, на оборот такого земельного участка не распространяются ограничения, установленные Законом.

Интересное:  Сколько держится алкоголь в крови таблица женщины

В соответствии со статьей 81 ЗК порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам (их объединениям) помимо ЗК регламентируется:

Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в случае ведения крестьянского (фермерского) хозяйства);

Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в случае ведения личного подсобного хозяйства);

Федеральным законом от 15.04.98 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в случае ведения садоводства, огородничества и дачного строительства);

Законом (в случае предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота).

Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются и приобретаются для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности; для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. При этом оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков на которых расположены здания, строения сооружения) регулируется Законом.

В соответствии с Федеральным законом от 15.04.98 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предоставляются гражданам из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий. Ведение садоводства, огородничества и дачного строительства предусматривает возможность использования земельных участков для выращивания сельскохозяйственных культур и картофеля; для отдыха; для возведения жилого строения (капитального или некапитального, как с правом, так и без права регистрации проживания в нем) и хозяйственных строений и сооружений (в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

На основании Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок); приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Учитывая изложенное, представляется, что изменение вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения возможно только в рамках соответствующего федерального закона. То есть изменение вида разрешенного земельного участка сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями) должно осуществляться в пределах видов разрешенного использования, установленных Законом. В настоящее время для сельскохозяйственных угодий законодательством (Законом) не предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства».

Таким образом, полагаем, что изменение вида разрешенного использования земельного участка на «для дачного строительства» возможно в отношении земельных участков, предоставленных и используемых гражданами в соответствии с Федеральным законом от 15.04.98 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». При этом указанные граждане должны являться членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

О возможности применения к рассматриваемым отношениям положений статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ГрК) полагаем возможным отметить следующее.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о введении в действие ГрК до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК) порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01.01.2012 решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

В соответствии со статьей 4 ГрК законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Согласно статье 1 ГрК градостроительный регламент — это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Интересное:  Судебная практика наложение границ земельных участков

На основании статьи 31 ГрК подготовка проекта правил землепользования и застройки (которые включают в себя в том числе градостроительные регламенты) может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов; применительно к межселенным территориям (территории, находящейся вне границ поселений) подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

Земли сельскохозяйственного назначения (в отличие от земель сельскохозяйственного использования) представляют собой земли, находящиеся за границами населенного пункта (статья 77 ЗК).

Таким образом, представляется, что в отношении сельскохозяйственных угодий, предназначенных для сельскохозяйственного производства (не для размещения зданий, строений, сооружений), речь может идти о территориальном планировании, а не об утверждении правил землепользования и застройки (градостроительном зонировании).

В соответствии с ГрК разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, часть 2 и часть 6 статьи 30 ГрК). При этом в соответствии с частями 6, 7 статьи 36 ГрК градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения; использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Кроме того, судебная практика свидетельствует о том, что суды, рассматривая дела об изменении вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, придерживаются позиции о неправомерности изменения в рассматриваемых случаях вида разрешенного использования земельных участков:

определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2009 N ВАС-14403/09 по делу А13-12443/2008 отказ в государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) (изменение назначения земельного участка) признан обоснованным в связи с тем, что изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий;

определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2009 N ВАС-7096/09 по делу N А13-3769/2008 отказ главы администрации органа местного самоуправления в изменении вида разрешенного использования земельного участка признан правомерным, так как спорный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, подлежит особой охране, изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий;

определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2009 N ВАС-15182/09 по делу N А41-22733/08 отказ органа кадастрового учета во внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о виде разрешенного использования земельного участка признан обоснованным, так как спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и был предоставлен заявителю «для сельскохозяйственного производства»;

постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.2009 по делу N А13-1816/2009 постановление главы сельского поселения об отмене ранее принятого постановления об изменении вида разрешенного использования земельных участков «для сельскохозяйственных целей» на вид «для ведения дачного хозяйства с правом возведения жилого дома» признано действительным, поскольку изменение вида разрешенного использования участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, в состав которых входят данные участки, противоречит закону;

определением Кировского областного суда от 17.12.2009 отказ во внесении изменений в ЕГРП признан правомерным, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства».

Кроме того, при рассмотрении по поручению Минэкономразвития России от 10.02.2010 N 511-ПГ обращения Скопина В.В. (письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 08.02.2010 N П9-3882) Управлением Росреестра по Кировской области была представлена информация, согласно которой в отношении распоряжений глав сельских администраций об изменении вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения выносятся протесты прокурора, в которых указывается на незаконность данных распоряжений, и такие распоряжения отменяются районными администрациями.

1) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования

  • нумерация, присвоенная земельному участку при его регистрации в кадастре;
  • земельная категория, к которой отнесен участок, и та, в которую будет осуществляться перевод;
  • обозначение мотива (для чего необходимо проведение перевода);
  • документ, служащий подтверждением наличия права владения земельным участком.

Такой важный момент как вид разрешенного использования, позволяет конкретизировать предназначение земель сельскохозяйственного значения и, следовательно, рассматривать возможность использования их в определенном виде деятельности, организовывать на их территории соответствующие производственные объекты, оборудовать инженерные коммуникации на объектах, использовать землю с целью хранения полученной продукции или же определить запрет на ведение строительных работ.

Разрешенное использование земельных участков сельхозназначения: виды и минимальный размер для перевода

  1. даёт кадастровые и технические характеристики ЗУ, указывает его место расположения.
  2. Поясняет, на каком основании происходит владение участком, когда возникло право владения им.
  3. Расписывает, на основании каких позиций требуется внести изменение в статус участка.
  4. Перечисляет преимущества перевода участка в другой вид использования, подтверждает документально или убедительно строит доказательство того, что изменение вида не нанесёт ущерба ни почве, ни третьим лицам.
  5. Высказывает просьбу изменить разрешённое использование.
  6. Ставит дату и подпись
Интересное:  Какое имущество не имеют права забрать судебные приставы

Земельные участки для сельскохозяйственного использования – это надел, предоставленный физическому или юридическому лицу для ведения личного подсобного хозяйства или сельскохозяйственной деятельности. Располагается за пределом населённого пункта и отличается плодородием почв или иными характеристиками, допускающими извлечение пользы посредством возделывания плодородных почв или иным образом, соответствующим целевому назначению земель.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

С 2015 года МинЭкономРазвитя выпустило классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который поможет вам в работе. Но имейте ввиду, что не удастся изменить целевое назначение земельного участка, имеющего статус ООПТ или ГосЗемЗапаса. Скачать последнюю версию классификатора ВРИ можно здесь.

В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Если посмотреть в свидетельство о праве на участок, можно увидеть там и категорию земли, и ее назначение. Современный Земельный кодекс выделяет 7 земельных категорий (сельхозназначения, населенных пунктов, жилые зоны и пр.), каждая из которых, в свою очередь, может делиться на виды разрешенного использования.

Если вашей администрацией правил землепользования и застройки не утверждено или ваш участок не подчиняется градостроительному регламенту, вам нужно официально направить запрос о смене вида разрешенного использования участка на имя главы местной администрации. Запрос нужно направить обязательно заказным письмом с уведомлением либо вручить лично под подпись.

Вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

Многие граждане не знают о том, что для создания загородного поселка нет необходимости переводить участок из одной категории в другую. В этом случае достаточно установить другой вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. В результате поселок будет строиться с возможностью впоследствии зарегистрировать свое проживание. Следует сказать, что изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения — процесс довольно трудоемкий. Он связан с необходимостью собирать множество документов, проводить согласование с разными инстанциями. Тем не менее эта процедура обойдется дешевле и займет меньше времени, чем перевод в другую категорию.

В Кодексе также определяется вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Такая категория присваивается участку в соответствии с целями его получения. Сегодня участки приобретаются, как правило, для строительства поселков. В ЗК установлены следующие виды использования земель сельскохозяйственного назначения:

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (ВРИ)

Четкой трактовки разрешенного использования земли в законе не приводится. Поэтому понятие выводится из анализа имеющихся законодательных положений. Разрешенное использование земельного участка – это характеристика земли, основанная на зонировании территории с целями назначения. Иными словами, вид разрешенного использования устанавливает функциональное назначение территории. Например, для строительства высотных домов.

Земельный фонд страны имеет определенное зонирование территорий. У каждой зоны есть свое целевое назначение. Использование земли осуществляется в соответствии с предписаниями закона, неисполнение которых чревато применением к правонарушителю различных санкций.

Особенности сельскохозяйственных земель и изменения их разрешенного использования

  • заявитель;
  • земля;
  • права на участок;
  • владелец прав на землю;
  • название категории;
  • обоснование перевода;
  • кадастровая цена земли, а также ее средний уровень, при необходимости разместить там промышленные объекты при цене, меньшей или равной средней цене по муниципальному району (городскому округу);
  • о временном отводе при необходимости строительства линейного объекта.

Земли сельскохозяйственного назначения – это те земельные участки, которые должны соответствовать двум критериям: территориальному и целевому. Не путайте с ДНП и СНТ. Территориальный признак заключается в территории расположения исключительно за пределами земель населенных пунктов. Второй признак означает использование таких земель для целей удовлетворения нужд сельского хозяйства. Состав таких земель образуется путем включения в них земель:

Земельный кодекс РФ

Разрешенное использование земель сельскохозяйственного назначения устанавливается для особо ценных территорий. К ним относят угодья, стоимость которых по кадастровой оценке выше средней, сложившейся на конкретной местности, на 10%. В эту же категорию включены участки опытно-производственных и научно-исследовательских подразделений и организаций среднего и высшего спецобразования, а также государственные сортоиспытательные территории.

Земли сельхозназначения могут использоваться для производства и переработки продукции, фермерства и так далее. Соответственно, на них могут располагаться сопутствующие объекты, инженерные коммуникации, обслуживающие их, склады и др. Возможность строительства сооружений либо полный запрет на это, а также конкретное направление деятельности субъектов определяют виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрим их подробнее

Возможно ли изменить разрешенное использование участка земли сельхозназначения? Обучение риэлторов

Вся земля сельскохозяйственного назначения может быть разная по качеству почвы, систематизация земель показывает неугодья, каменистые, заросшие, болотистые и другие плохие для сельского хозяйства земли, которые не подходят для целей сельскохозяйственного растениеводства.

Для таковых случаев предусмотрена вероятность изменение разрешенного использования земли сельскохозяйственного назначения внутри категории, к примеру, с с/х производства на КФХ( крестьянско-фермерское хозяйство), или ЛПХ(личное-подсобное хозяйство), на ведение садоводства, дачного строительства.

Ссылка на основную публикацию