Государство И Право Древних Франков Кратко

Государство И Право Древних Франков Кратко

Источником английского феодального права являлись статуты , законные акты центральной власти. Первоначально к ним относились акты королевской власти, носившие различное название — статусы, ассизы, ордонансы, хартии . С оформлением законодательных полномочий парламента под статутами стали понимать законные акты, принятые королем и парламентом. Акты, принятые парламентом и утвержденные королем, считались высшим правом страны, способными принять и дополнять «Общее право». Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых королем и парламентом, получило название статутного права.

Статьи 21 и 34 были направлены на ослабление судебных прерогатив короны. Статья 21 предусматривала подсудность графов и баронов суду “равных”, изымая их из-под действия королевских судов с участием присяжных.

Государство И Право Древних Франков Кратко

Источники права. Важнейшим источником права являлись варварские правды — записи обычного права варварских племен. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее — Бургундская Правда. В конце V или в начале VI вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков — Рипуарская Правда. Алеманы имели свою — Алеменскую Правду, бавары — Баварскую Правду, саксы — Саксонскую и т.п. Господствовал при этом «национальный», а не территориальный принцип действия права.

Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.

Государство И Право Древних Франков Кратко

а. Раздел: Рефераты по юридическим наукам Тип: курсовая работа Просмотров: 1584 Комментариев: 3 Похожие работы Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать Кража как форма хищения ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 Исторические аспекты развития Российского законодательства об уголовной ответственности за кражу 1.1 Уголовное.

В 58 г. до н.э. Юлий Цезарь завоевал Галлию, которая вошла в состав Римской империи и стала одной из ее провинций. Галлы стали называться галло-римлянами. Они быстро переняли высокоразвитую культуру римлян: заимствовали латинский язык, из которого впоследствии развился французский, построили такие же дома и дороги, как у римлян, а свои города галлы украшали точно такими же статуями, как и в Риме.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ

Аналогично производили испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, значительно меньший, чем полагалось в случае признания виновным, что создавало привилегии имущим.

3) преступления лиц, касающиеся короля и частных лиц. Однако эта классификация не удержалась в английском праве, а сложилась трехчленная система: (тризы — измена, фелония — тяжкое уголовное преступление, мисдиминор — проступки).

Государство франков кратко

После смерти Хлодвига (511) у него осталось четыре сына, которые разделили наследство своего отца на четыре удела, так как в это время у франков еще не выработалось настоящего понимания того, что такое государство в отличие от частного имения. Хотя младшему из сыновей Хлодвига (Хлотарю I) и удалось снова соединить все королевство под своею властью, но после него оно опять распалось. Уже при сыновьях Хлодвига между отдельными Меровингами происходили ссоры и междоусобия, отличавшиеся крайнею разнузданностью и жестокостью нравов[1].

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения в Галлию, резко ускорилось в процессе ее завоевания. Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати.

Государство и право франков

Главной территориальной единицей страны стал сельский округ (паги), включавший несколько сотен. В состав сотни входили общины (марки), первоначально представлявшие собой объединение дворов свободных крестьян по соседскому принципу и сохранявшие самоуправление: народные собрания сотен под председательством выборного сотника решали военные, административные и другие вопросы.

Основными судебными учреждениями страны были местные суды — «суды сотни». Они рассматривали подавляющую часть дел, так как поначалу члены сотни участвовали в управлении и судопроизводстве. Народное собрание сотни — мальберг — выбирало из своей среды судей — рахинбургов, как правило, состоятельных, пользующихся уважением людей. Суд проходил под руководством выборного председателя — тунгина. На судебном заседании присутствовали все свободные и полноправные жители сотни.

Тема 4: Краткий конспект лекции по теме: «Государство и право франков»

Наказание зависело от социального статуса преступ­ника и потерпевшего: более высокий статус потерпевше­го ужесточал наказание. За убитого раба возмещалась лишь его стоимость. Размер штрафов зависел также от степени нанесенно­го ущерба и телесных повреждений.

К VII в. законодательная власть короля стала практически неограниченной. Наиболее опасные преступления находились в юрисдикции королевского совета. Основная часть судебных дел рассматривалась в «судах сотни» под руководством выборного председателя — тунгина и судей — рахинбургов. Свободные и полноправные жители сотни были обязаны присутствовать на суде.

Реферат Право древних Франков — История государства и права (ИГП)

принципом является то, что за более тяжкое повреждение следует больше платить. Большой палец правой руки ценится дороже всякого другого, а самый дешевый – средний. Если отнято ухо, назначается одна цена, если утерян слух – вдвое большая.
В самое древнее время судебный штраф – композиция – шел в пользу семьи пострадавшего и его рода. С переходом судебных функций к государству обыкновенно одна треть штрафа стала уплачиваться ему. С конца VI века преступник был обязан платить сам. Последствия этой меры были трагическими для простого народа. Там, где знатный и богатый откупался, крестьянин платил головой.
2.7. Преступления и наказания
Большая часть статей в Салической правде посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом – преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.
Главная цель композиции, штрафа, у германцев – предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между кланами, дворами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести».
В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова, уже упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например, за должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие». Характерно и наказание за эти преступления – смертная казнь, если он не смог «выкупить себя за столько, сколько следует». Содержатся в салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» (XXX, 6) влекло за собой штраф.
Говоря о наказаниях в Салической правде, следует отметить чётко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф должен был предотвратить самосуд, затяжные распри. Некоторые статьи Салической правды прямо пресекали самосуд, например, наказывалась попытка самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю (IX, 5), отобрать своё животное у владельца без суда при «преследовании по следу» вора (XXVII, 1) и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона (V, 2). Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему.
Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам. Она прямо предписывалась в редких случаях за преступления, совершённые свободными, например при поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин (XVI, 1 приб. 1), При вышеуказанных преступлениях графа и др. Коллективная ответственность рода сохранялась наряду с коллективной ответственностью общины.
При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещение убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3 сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.
В салической правде существовало понимание форм вины: умысла и неосторожности, покушение на преступление, соучастия, обстоятельств, отягчающих или смягчающих преступление. Так, при «небрежном» причинении свободным вреда животному другого человека по Салической правде следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обстоятельством же, смягчающим вину, было здесь признание лица причинившего вред. Злой умысел, вред, причинённый «по вражде или коварству», влекли за собой более высокий штраф.
В то же время Салическая правда знала ответственность без вины, когда, например, наказывались «скопом» все присутствующие на месте насилия над женщиной, если они были на месте и не знали о насилии (XIII, 10, приб. 5). Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекающий к краже или убийству с помощью подкупа наказывался строже, чем исполнитель преступления (XXVIII, 1-3).
Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести – нападение на спящего, женщину, ребёнка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 сол., в то время как открытое нападение на свободного франка с целью ограбления – в 63 сол.
За убийство свободного франка по Салической правде полагался значительный вергельд, равный 200 сол. Меньшим был вергельд за галло-римлянина, если он не был приближённым короля. Вергельд за убийство франка, находящегося на королевской службе, утраивался. Так, за убийство графа, королевского должностного лица полагался вергельд, равный 600 сол. Вергельд понижался до 300 сол., если граф был из полусвободных литов или рабов короля.
Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов, а также за убийство представителя духовенства. За убийство священника уплачивался вергельд в 600 сол., за убийство епископа – 900 сол.
В Салической правде подробно перечисляются и различные виды телесных повреждений, побоев, оскорблений словом, или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 сол., 200 сол. следовало за кастрацию человека; 100 сол. полагалось за ряд увечий, нанесённых одновременно, и за повреждение языка, лишившее человека способности говорить.
По Салической правде простое оскорбление свободного франка словом – уродом, зайцем, волком, лжецом и другими обидными прозвищами наказывалось штрафом в 3 сол., действием – в 15 сол.
В преступлениях против собственности содержится, прежде всего, длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства в поле, в саду. При этом по Салической правде различались кражи, совершённые свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет.
Вместе с тем в Салической правде устанавливались наказания и в общей форме, в зависимости от стоимости похищенного имущества или от того, была кража простая или квалифицированная. Соответственно различались три вида краж: на сумму от 2 до 40 динариев, на сумму свыше 40 динариев и кража со взломом или подделкой ключей. Для свободных во всех случаях устанавливался штраф соответственно 15, 35 и 45 сол., рабы же присуждались в первом случае к возмещению ущерба и 120 ударам плетью, во втором – к кастрации или штрафу, в третьем – к смертной казни.
Салической правде были известны и такие преступления, как кража свободных людей (XX, 9), кража рабов (XX, 10), которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.
Особую группу составляли преступления против нравственности. Сюда относились по Салической правде такие преступления, как «насилие над свободной девушкой», караемое штрафом в 63 сол., сожительство с ней «по её доброй воле», караемое штрафом в 45 сол. Для сравнения можно указать, что оскорбление женщины словами «пособница ведьмы» наказывалось почти в три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, «причинивший насилие чужой рабыне», после которой наступила её смерть, кастрировался или уплачивал 6 сол.1

Интересное:  Материнский областной капитал в кемеровской области

2.8. Судебный процесс
Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измен, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.
Никакого предварительного расследования конечно не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось, родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника.
Когда не удавалось добиться признания – на чем сосредотачивались основные усилия, – судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий – “суд божий”, состоящий в испытании (не пытке!) соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. Салическая правда знает ордалии с помощью котелка с кипящей водой, в которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться, причём сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Возможность «выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника.
Особой формой ордалия был судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца во лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежавшими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне – на дубинках.
Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника. Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входило одно — удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.
С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженными вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.

Интересное:  Льготы на общественный транспорт пенсионерам

Государство и право франков

Формирование местных органов власти происходило под влиянием позднеримских порядков. Так, вся территория государства была поделена на округа, которые возглавлялись назначаемыми королем графами. Они осуществляли полицейские, военные и судебные функции. Графства делились на сотни.

Королевская власть приобрела особый характер и свои полномочия. Власть и личность императора получили священное признание со стороны церкви. Титул императора сделал неоспоримыми законодательные и судебные права короля. Однако, как и ранее, государственный аппарат сосредоточивался при дворе.

История государства и права античного мира

Франкское государство сложилось в конце V — начале VI в. на территории Галлии — провинции Рима. Так называлась область Западной Европы, почти совпадающая с территорией нынешней Франции. Это государство было образовано одним из германских племен — салическими (приморскими) франками. С IV в. салические франки населяли низовья Рейна, а в Vb. расширили свои владения до р. Соммы.

В-третьих, в формировании государства франков известную роль сыграли остатки римских политических и юридических учреждений. В частности, в больших городах юга и центра государства оставались некоторые элементы римской муниципальной организации (городской общины). В период правления Каролингов по римскому образцу строилась военная организация (была введена гарнизонная служба, военные отряды подчинялись местным должностным лицам, король назначал командиров — тысячников, сотников). Франки восприняли также налоговую систему римлян, основы латинского языка, монетную систему.

Право древних Франков

Большая часть статей в Салической правде посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом – преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

  1. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. // под редакцией Жидкова О.А. Изд-во «Норма».- М., 2000.
  2. Хрестоматия памятников феодального государства и права // под редакцией Черниловского З.М.- М., 1996.
  3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права // под редакцией Черниловского З.М. – М., 1998.
  4. Салическая правда // Русский пер. Н.П. Грацианского и А. Г. Муравьева, Казань, 1913.
Интересное:  Заполненный трудовой договор с ип пример

Государство франков кратко

(«период Меровингов»); этап становления зрелого феодализма — 8 — сер. 9 вв. («период Каролингов»). Ф. г. возникло после падения Зап.-Рим. империи, в результате завоевания в 486 салическими франками во гл. с Хлодвигом I (481-511) из рода Меровингов владений рим. наместника Сиагрия в Галлии. При Хлодвиге же Ф. г. было расширено благодаря подчинению алеманнов, живших по среднему и верхнему Рейну (496), и завоеванию владений вестготов в Аквитании (507) и вост.

Государство франков по своей форме было раннефеодалъной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии. Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.)

Древнее государство франков

Афинское государство франков. Береговое положение государства и его роль для прибыльной морской торговли. Латинская церковь в Греции. Слияние французской романтики с новогреческой поэзией. Греческое городское население. Церковь Дафнийского монастыря.

Проблема возникновения феодальных отношений в Европе. Остатки кровнородственной общины германцев в Lex Salica, уступавшие под напором новоиспеченных феодальных отношений и процессов классообразования. Исследование новых веяний в отношениях франков.

Государство и право франков

Двадцать лет спустя, сын Карла Мартелла — Пипин, без всякого участия со стороны Меровингских королей уничтожил последний арабский гарнизон в Галлии, чем необычайно поднял авторитет Каролингов. В 750 году посланник Пипина отправился в Рим, чтобы спросить у Папы Римского, может ли человек, не имеющий власти называть себя королем. Папа ответил, что титул короля принадлежит человеку обладающему властью. В результате этого меровингского короля Хильдерика III заточили в монастырь, а Пипина из рода Каролингов помазали на Царство. В начале 754 года священный характер королевской власти был подтвержден вторично. Папа Стефан II сам приехал к франкскому двору, вновь помазал Пипина и его сыновей и пожаловал им императорский титул «патриций». Пипин, в соответствии с франкской традицией, разделил королевство после своей смерти на две части между Карлом и Карломаном. Карломан спустя три года умер, и королевство оказалось в руках Карла, более известного под именем Карла Великого. В 772 году Карл начинает эпоху великих войн. С этого момента в хронике его царствования будет не более двух трех мирных лет. Каждая весна — военный сбор вблизи места запланированных операций. Затем два три месяца непрерывных схваток с врагом. Затем какая-нибудь непредвиденная кампания, после чего следовал роспуск армии до следующего года и отдых на одной из королевских вилл. Там же и праздновались все христианские праздники, после чего следовала подготовка к новым сборам. Войны следовали одна за другой по воле обстоятельств, и очень часто широко задуманная операция на одном фронте прерывалась из-за угрозы на другом.

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Древнее государство франков

Одной из попыток решить проблему укрепления государст-венного единства в условиях повсеместного неповиновения цен-тральным властям стал церковный собор «прелатов и знатных людей», прошедший в Париже в 614 году. Эдикт, принятый собо-ром, призвал к «пресечению наисуровейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленников», грозил наказанием за «хище-ния и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых местах», но одновременно ограничивал и право граж-данских судей и сборщиков налогов на церковных землях, закла-дывая, таким образом, законодательную основу их иммунитета. Епи-скопы к тому же по решению собора должны были впредь изби-раться «духовенством и народом» при сохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.

Во главе местной администрации стояли крупные землевла-дельцы, губернаторы и графы, делящие власть с епископами. «Епи-скопы вместе с графами и графы с епископами, — предписывал капитулярий Карла I, — должны быть в таком положении, чтобы каждый из них имел возможность исполнять свою службу». Важ-ную роль играли маркграфы, военные начальники в пограничных графствах, следящие за безопасностью границ государства.

Право в государстве франков

Аналогично производили испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, значительно меньший, чем полагалось в случае признания виновным, что создавало привилегии имущим.

Имело место аффатомия — передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения.

Ссылка на основную публикацию