Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальному Обществыу

Содержание

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

«Эпоха первоначального накопления капитала» — Хронология ВГО. До XVII века суконное производство играло ведущую роль в экономике. Отраслевая структура экономики Голландии. Экономические причины великих географических открытий. Экономическое развитие западноевропейских стран. Последствия ВГО. Сущность первоначального накопления капитала. Процесс первоначального накопления капитала. Предпосылки Великих географических открытий и их последствия. Англия – классическая страна первоначального накопления капитала.

«Европа в 15-17 веках» — Сильнее всего капризы моды сказывались на костюме. Облик европейского города. Королевское застолье. На данных картинах мы видим представительницу высшего класса. Дом зажиточного горожанина. Капризы моды. План путешествия. Европеец у себя дома. Во дворцах знати. Балы. Жизнь европейского общества в XV –XVII вв. Многочисленные европейские города. Облик европейского города на рубеже XV – XVII веков. Женская мода XV- XVI веков.

Разработка урока истории по теме «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»

Зиннатуллина Э.Р., преподаватель истории Братского промышленного техникума

Данная разработка позволяет провести урок истории в соответствии с требованиями ФГОС. Самостоятельное изучение нового материала организуется с помощью рабочих листов, где предложены задания для работы с текстом учебника, картами атласа, размышления над прочитанным. Необходимо выделить не менее 45 минут для данной работы, в конце обсудить верные ответы и дать возможность обучающимся оценить свою работу или работу одногруппников. На этапе закрепления знаний организуется эвристическая беседа по дискуссионным вопросам и проверочная работа.

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

14 Английская революция XVII в. Революция: изменения во власти Главное событие: свержение и казнь короля. Даты год. Главная движущая сила: буржуазия и богатые собственники земли, ведущие рыночное хозяйство Их цель: уничтожение или ограничение власти монарха, принимающего непопулярные и тормозящие развитие бизнеса законы Форма: религиозная – движение пуритан против роялистов Значение: образец для других стран

38 Священная лига против Турции. Священная лига (1684) основана в 1684, состояла из Священной Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой. Позднее в 1686 году к лиге присоединилась Россия. Коалиция противостояла Оттоманской империи в Великой Турецкой войне (турецкие армии осадили Вену, столицу Австрии) и прекратил свое существование после заключения Карловицкого мира в 1699 году, согласно которому Османская империя навсегда лишалась значительной части европейских территорий. В Великой Турецкой войне европейцы объединилмсь против турок.

Будь умным

» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> В революции всё сильнее ощущаются консервативные тенденции, имевшие целью закрепить сложившийся к 1794 году статус-кво. В годы правления Директории Франция продолжает вести успешные войны, которые из революционных постепенно превращаются в захватнические. Предпринимаются грандиозные Итальянский и Египетский походы (1796-1799гг.), в ходе которых огромную популярность приобретает молодой талантливый генерал Наполеон Бонапарт. Роль армии, на которую опирался режим Директории, постоянно возрастает. В свою очередь, авторитет правительства, дискредитировавшего себя колебаниями между монархистами и якобинцами, а также открытым стяжательством и коррупцией, неуклонно падал. 9 ноября (18 брюмера) 1799 года произошел государственный переворот, возглавленный Наполеоном Бонапартом. Установленный в ходе переворота режим приобрел характер военной диктатуры. Французская буржуазная революция завершилась.

» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Абсолютизм формируется в » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>XVI » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>XVII » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> вв., прежде всего, в таких странах, как Франция, Англия, Испания, стремившихся к установлению своей гегемонии в Европе. Однако в Европе на данном этапе развития существовала и так называемая «региональная» модель абсолютизма (характерна для итальянских и германских земель с их полицентризмом). Здесь, хотя и в рамках небольших государств, также шел процесс укрепления монархической власти, формирование бюрократического аппарата и регулярной армии. Безусловно, становление абсолютизма не всегда проходило гладко: сохранялся провинциальный сепаратизм, центробежные стремления крупной аристократии; непрерывные войны затрудняли государственное развитие. Тем не менее, Испания при Филиппе » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>II » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (1556-1598гг.), Англия при Елизавете » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>I » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (1558-1603 гг.)? Франция при Людовике » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>XIV » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (1661-1715гг.) достигают пика развития абсолютистской системы.

Переход ведущих стран к индустриальному обществу

Формируется новый тип человека, который ощущает себя частью крупной общности — класса или нации, в то время как человек Средневековья был ограничен рамками своего сословия, корпорации, города, деревни. Происходят изменения и в системе ценностей массового сознания. Пропасть между массовым сознанием и сознанием интеллектуальной элиты уменьшается за счет роста грамотности и развития средств массовой информации. Продолжаются процессы этнической консолидации и, прежде всего, формирования крупных народностей и этнических групп. Там, где ростки капитализма были наиболее устойчивыми, шло формирование наций, которое в XVII в. либо завершилось, либо было близко к завершению. Этому способствовало также образование крупных централизованных государств. Сложились английская и французская нации, становление наций происходило в Испании, Германии, Италии.

Интересное:  Заявление прошу перенести ежегодный оплачиваемый отпуск

Цивилизация Нового времени складывалась на иных принципах, нежели Средневековая. Прежде всего — это модернизация, т.е. разрушение самих устоев традиционной цивилизации. Модернизация включала в себя: урбанизацию — быстрый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план, формирование городской культуры и городского образа жизни; индустриализацию — нарастающее использование машин в производстве, начало которой связано с промышленным переворотом в Англии на рубеже XVIII— XIX вв.; демократизацию политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства; рост знаний о природе и обществе; секуляризацию, т.е. обмирщение сознания и радикальный отход от вмешательства религии в общественную жизнь.

Переход к индустриальному обществу

6. Параллельно с корпоративным коллективизмом формируется социально-групповое и классовое сознание. Развитие частнособственнических капиталистических отношений углубляло социально-классовую дифференциацию общества. С одной стороны, осознает общность своих социальных интересов буржуазия, класс капиталистов, с другой стороны, рабочий класс, пролетариат. Переход от ручного труда, от мануфактуры к фабрике и заводу привел к массовой пролетаризации населения, образованию постоянно растущего класса неимущих людей: фабрично-заводских рабочих, пролетариев. В ходе совместной борьбы за свои права у них формируется осознание общности своих коренных интересов — классовое пролетарское сознание. Теоретическое оформление этого сознания происходит в трудах идеологов пролетариата К. Маркса и Ф. Энгельса.

Франция к концу века оказывается на четвертом месте мира. Особенно низкими темпами развивается во Франции собственное машиностроение, станки в основном ввозились из-за границы. В стране сохранялось множество мелких и средних предприятий, на которых работало не более 100 человек. Многие из них специализировались на производстве предметов роскоши. Отставало от технического прогресса и сельское хозяйство Франции. По урожайности пшеницы она занимала одно из последних мест в Европе. Зато процветал ростовщический банковский капитал. По его концентрации Франция шла впереди других стран. Во Франции стал распространенным особый тип буржуа — не труженики и предприниматели, а рантье, стригущие купоны от финансовых вложений.

Индустриальное общество характеризуется

  • демографическим взрывом;
  • увеличением продолжительности жизни;
  • бэби-бумом (40-50 гг. ХХ века);
  • ухудшением экологии (с развитием промышленности возрастают вредные выбросы);
  • появлением партнерской семьи вместо традиционной — состоит из родителей и детей;
  • усложненной социальной структурой;
  • социальным неравенством между людьми.

Но, несмотря на это, продолжает работать промышленность, машины жгут бензин, а картофель как собирали 100 лет назад по осени, так и собирают. Индустриальный тип общества, как говорилось ранее, характеризуется как раз промышленностью. А сбор картофеля — это сельское хозяйство, возникшее в незапамятные времена.

Разработка урока истории по теме «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»

Зиннатуллина Э.Р., преподаватель истории Братского промышленного техникума
Разработка урока истории по теме «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»
Данная разработка позволяет провести урок истории в соответствии с требованиями ФГОС. Самостоятельное изучение нового материала организуется с помощью рабочих листов, где предложены задания для работы с текстом учебника, картами атласа, размышления над прочитанным. Необходимо выделить не менее 45 минут для данной работы, в конце обсудить верные ответы и дать возможность обучающимся оценить свою работу или работу одногруппников. На этапе закрепления знаний организуется эвристическая беседа по дискуссионным вопросам и проверочная работа.
ПЛАН УРОКА
№№ уроков 41, 42
Тема урока: Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации
Цели и задачи урока:
Образовательная: создать условия для формирования знаний об особенностях и основных этапах образования централизованных государств
Задачи:
1. Изучить основные этапы образования централизованных государств
2. Определить сущность абсолютизма
3. Определить значение Английской революции XVII в. и ее значение для Европы.
Развивающая: создать условия для развития умения организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных преподавателем, (ОК 2), анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3), осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения поставленных задач (ОК 4).Воспитательная: создать условия для формирования толерантности, интереса к отечественной истории, патриотизма, развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся.
Тип урока комбинированный.
Средства обучения: ПК, проектор, презентация, учебник (Артемов В.В. История), атлас (Россия и мир. 10-11 кл.: атлас. – М.: Дрофа, 2014), раздаточный материал.Структурные элементы урока и ориентировочные приемы его проведения
1. Организационная часть.
2. Проверка выполнения домашнего задания – выступления обучающихся с сообщениями по заранее выданным темам.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
Эвристическая беседа по вопросам:
1. Каковы особенности индустриальной цивилизации?
2. Почему в XVI-XVII вв. Европа находилась на этапе формирования индустриальной цивилизации? Каковы причины и последствия этого процесса?
4. Сообщение нового материала
4.1. Абсолютные монархии Европы (работа с рабочим листом – Приложение 1, текстом учебника, атласом).
4.2. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы (работа с рабочим листом и текстом учебника).
5. Закрепление.
Эвристическая беседа по вопросам:
1. Как вы считаете, по сравнению с сословно-представительными монархиями средневековья абсолютизм является прогрессом или регрессом?
2. Были ли альтернатива Английской революции?
Проверочная работа (Приложение 2).
6. подведение итога урока.
А. выставление оценок.
Первая оценка – самооценка за задания, выполненные в тетради по рабочему листу, вторая оценка – за проверочную работу.
Б. анализ и оценка успешности достижения цели.
7. Выдача домашнего задания – подготовка конспекта.
Литература:
Артемов В.В. История : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченко — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — § 35-38.; Россия и мир. 10-11 кл.: атлас. – М.: Дрофа, 2014.

Интересное:  Могут ли беременную уволить с испытательного срока

Приложение 1
Рабочий лист по теме: «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»
Термины, которые необходимо знать: капитализм, буржуазия, абсолютная монархия, бюрократический аппарат, дворянство, Англиканская церковь, монополия Абсолютные монархии в Европе
В XV — XVII вв. в Европе возникают абсолютные монархии Найдите в учебнике (§ 37) определение термина «абсолютная монархия» (абсолютизм) Правильный ответ 2 балла
Основные черты абсолютной монархии:
1. Создание разветвленного бюрократического (чиновничьего) аппарата
2. Создание профессиональной армии
3. Усиление карательных органов Перепишите в тетрадь основные черты абсолютной монархии.
Почему абсолютной монархии были необходимы разветвленный бюрократический аппарат, профессиональная армия и сильные карательные органы? Правильный ответ 2 балла
Франция стала страной классического абсолютизма.
Короли Франции добились
1. полного контроля над всеми провинциями (регионами)
2. бесконтрольного издание законов и указов
3. создания постоянной армии
4. полной зависимости церкви Почему именно Франция считается страной классического абсолютизма? Правильный ответ 2 балла
Людовик XIV – «король-солнце» Найдите в учебнике годы его правления.
Определите основные направления политики короля.
Объясните знаменитую фразу Людовика XIV Правильный ответ 4 балла
Абсолютизм в Англии
Английское дворянство Найдите в тексте параграфа материал и зарисуйте схему
Английское дворянство

Индустриальная эпоха

Главная черта эпохи — смена экономики, основанной на ручном труде (мануфактура), экономикой, базирующейся на машинном производстве (фабрика). Предпосылками этого стали: изобретение Д. Уаттом парового двигателя (первоначально применялся для откачки воды из рудников), переход к использованию коксующегося угля вместо древесного при выплавке металла (сначала свинца и меди); внедрение станков, целиком сделанных из металлических деталей (промышленный переворот, ряд исследователей называет его 1-й промышленной революцией). Из текстильной промышленности (кольцепрядильные машины для хлопкопрядения) механизация распространилась на другие отрасли.
Новый этап индустриализации начался в сер. 19 в. Он был связан с появлением пароходов и железных дорог; в конце века стали использовать двигатели внутреннего сгорания и электроэнергию; зародилась химическая промышленность (2-я промышленная революция). В результате экономика Европы утратила преимущественно аграрный характер, индустриальный сектор стал доминировать.

Серьёзные изменения претерпела социальная структура. Индустриализация привела к резкому росту среднего (буржуазия) класса и рабочих, усилению их роли в жизни общества. Доминирование земельной аристократии в экономике, обществе и политике постепенно ослабевало. Расширение избирательного корпуса и утверждение парламентской демократии открывало среднему классу во 2-й пол. 19 в. путь к политической власти (парламентская реформа в Британии в 1832 г., конституция 1875 г. во Франции).
Концентрация рабочих на фабриках способствовала их объединению в профсоюзы (в Британии разрешены в 1824 г.), развернувшие борьбу за экономические права трудящихся; её основной формой были стачки. Вскоре рабочее движение стало приобретать политическую окраску. В 1842 г. английские рабочие попытались организовать первую всеобщую стачку за политическую реформу (охватила только северные районы страны). В кон. 19 в. в странах Европы сформировались и добились представительства в парламентах рабочие (социал-демократические) партии (наиболее успешно во Франции, Германии и Австрии). Во Франции социалисты вошли в правительство (А. Мильеран в 1899 г.) и даже возглавили его (А. Бриан в 1909 г.); в 1906 г. победившие на выборах либералы включили в свой кабинет рабочего (Д. Барнс).

Индустриальная эпоха

Сроки и темпы индустриализации в разных странах могут быть неодинаковыми. Первой страной, где произошла промышленная революция, стала Великобритания (в середине XIX века) [3] . Франция стала индустриальной в начале 20-х годов XX века. В Российской империи индустриализация началась с конца XIX — до начала XX вв [4] . К концу XX века одним из наиболее экономически успешных регионов стала Восточная Азия, в особенности Гонконг [5] .

Отсутствие промышленного сектора экономики может быть препятствием для экономического развития страны, что вынуждает правительства принимать меры для поощрения или проведения индустриализации государственными средствами. С другой стороны, наличие промышленности не обязательно означает, что богатство и благополучие населения будет возрастать. Кроме того, наличие промышленности в одной стране может быть препятствием для развития таких же отраслей в соседних странах. Характерным примером является производство компьютеров и программного обеспечения. Начавшись в США в 1950-х годах, оно быстро распространилось по всему миру, но очень скоро произошла монополизация отрасли, и производство в основном сосредоточилось в США.

Интересное:  Оформление по договору гпх что такое

Имц экзамен (ответы на вопросы)

Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Расстановка сил между властью и обществом изменились. На смену сословной монархии – абсолютная монархия. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии.

Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Одним из высших достоинств человека считался разум, накопление знаний, которые помогали человеку сделать выбор между добром и злом.

Презентация Переход к индустриальной цивилизации

Презентация содержит материал к урокам обществознания. Разработка состоит из ряда тезисов, схем и таблиц, которые демонстрируют поэтапный переход от средневекового общества к индустриальному. Показ поможет учителю в проведении насыщенного, плодотворного урока. Организация слайдов предъявляет материал таким образом, что школьникам необходимо интерпретировать таблицы, анализировать информацию, делать самостоятельные выводы.

Использование на учебном занятии данной работы позволит сформировать точное представление об изменениях в укладе общества, развитии техники, которые постепенно привели человечество к индустриальной цивилизации. Школьники узнают о ценностях индустриального общества, зарождении парламентаризма.

Нужно выбрать основные черты индустриальной цивилизации

Переход от мануфактурного к машинному производству обозначал полный технический переворот, замену ручной техники и ручного искусства мастера системой машин. Машины превращаются в некую самоценность. Без постоянного изобретения и совершенствования машин существование такой цивилизации уже становится невозможным. Если в доиндустриальных цивилизациях важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, орудия труда не менялись столетиями, то машинная цивилизация диктует необходимость непрерывного технического обновления. Технический прогресс становится основой жизни цивилизации.

Мануфактурный этап получил наибольшее развитие во второй половине XVII начале XVIII веков, инкубационной стадией развития машинного производства. Фабричный этап ознаменовался переходом от мануфактуры к крупному машинному производству, что принято называть Промышленным переворотом. Для осуществления Промышленного переворота были необходимо несколько условий — наличие сырья, свободных рабочих рук и капиталов в руках предпринимателей. Логика, цепочка, осуществления промышленного переворота в различных странах была сходная. Он начинался в хлопчатобумажной промышленности, далее охватывал сферу металлургии, машиностроения, горнодобывающий промышленности (особенно добыча угля и железной руды) и завершался бурным ростом железнодорожного строительства.

Переход к индустриальному обществу при И

Вторая мировая война и глубокие революционные преобразования в мире. Превращение США в главного претендента на роль мирового лидера. Становление и успешное развитие атомной индустрии, авиастроения, радиоэлектронной промышленности и ракетостроения в СССР.

Общество и экономика России, в отличие от остальных стран, развивались рывками. Когда в стране все нормально, она начинает отставать от других стран. Когда отставание становится очень большим, тогда ценой огромного напряжения всех сил происходит рывок, и страна достигает иного могущества.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху

Сущность теории — источник и обладатель всякой власти — народ. Го­сударство образуется волеизъявлением свободных и независимых инди­видов, обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых прав, защи­ту их жизни, свободы, частной собственности. Переход разрозненных ин­дивидов, находящихся в естественном состоянии, к социально-государственному состоянию через друг друга в договоре.

Каждый имеет право на все. По взаимному соглашению людей уста­навливаются определенные «ценности» (правила), которые должны со­блюдаться. Для выживания человеку нужно исполнять естественные за­коны (в «Левиафане» Гоббс перечисляет 19 законов). «Естественный за­кон есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни». Первый закон — необходимо стремиться к миру; второй — каждому отка­зываться от своих прав для сохранения мира, передавать эти права дру­гим; третий — люди обязаны выполнять заключенные соглашения, здесь начало справедливости. Естественные законы действуют, если есть не только права, но и законы. Договор заключается однажды и навсегда. Правитель — единственный охранитель тех прав, от которых отказались подданные. Власть верховного правителя неделима и абсолютна. Вытека­ет из общественного договора, а не из «Божьей милости», обязанность выполнения подданными всех соглашений. Т. Гоббс — сторонник монар­хии и придерживался идеи всеобщего равенства людей.

Переход к индустриальному обществу

В XVIII в. на европейском континенте вновь наблюдался общий хозяйственный подъем, связанный с быстрым развити­ем рыночных элементов в экономике, которые теснили старые феодальные отношения и создавали предпосылки для промыш­ленного переворота.

Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Фран­ции в 20-80-х гг. XVIII в. Выдающиеся философы, писатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду про­светителей, не знавшую равных в Европе. Их идеи популяризи­ровали многочисленные авторы «второго плана», благодаря чему новая система ценностей получила широкое распространение. Этому способствовало и то, что просветительское движение во Франции развивалось в условиях нараставшего кризиса «старого порядка», вызывало радикальные изменения в умонастроениях, духовно готовило великую революцию конца века. Именно тогда наиболее отчетливо проявилась необходимость в социальных и политических преобразованиях, зазвучала мысль о том, что общество, как и природа, должно строиться на естественных законах, были сформулированы конкретные политические требования.

Ссылка на основную публикацию