Содержание
- 1 Гражданство РФ
- 2 Гражданство Республики В Составе Рф Существует
- 3 Гражданство Республики В Составе Рф Существует
- 4 Существует ли гражданство республик в составе Российской Федерации
- 5 Страница 6 ); Особенности российского федерализма
- 6 Порядок решения вопросов гражданства РФ
- 7 Тема 7
- 8 Принципы Российского гражданства
- 9 Единое гражданство рф
- 10 Гражданство Республики Беларусь
- 11 Гражданство Республики В Составе Рф Существует
- 12 Как получить гражданство РФ рождённым в СССР
- 13 Как россиянину получить паспорт Республики Беларусь – сколько необходимо ждать гражданство
- 14 Как получить гражданство республики Татарстан
- 15 Гражданство Республики В Составе Рф Существует
- 16 Республики входящие в состав РФ: понятие и государственно-правовые признаки
Гражданство РФ
Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства (ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве в редакции Закона от 17 июня 1993 г.), продолжает действовать.
Из принципа единого гражданства необходимо сделать один важный вывод — республиканское гражданство следует гражданству Российской Федерации, то есть исключается возможность такой ситуации, когда гражданин республики не является гражданином Российской Федерации.
Гражданство Республики В Составе Рф Существует
Сохранение гражданства республик в составе Российской Федерации и его регламентация республиками с неизбежностью влекут ограничение ряда основных прав и свобод человека в различных сферах общественной и государственной жизни.
В связи с этим примечательно одно из дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 24 ноября 1995 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия — Алания» Конституционный Суд РФ говорит о гражданах Российской Федерации и не прибегает к использованию категорий граждан Республики Северная Осетия — Алания и граждан Республики Ингушетия. Такая позиция, на наш взгляд, не является случайной .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4692.
В приобщенном к материалам дела, но, к сожалению, не опубликованном в «Вестнике Конституционного Суда РФ» мнении автора этих строк как судьи Конституционного Суда РФ по данному делу дана аргументация такой позиции Конституционного Суда РФ (см.: текущий архив Конституционного Суда РФ за 1995 год).
Гражданство и безгражданство. Отечественное гражданство есть нахождение личности в устойчивой правовой связи по принадлежности к конкретному государству.
В силу несогласованности законодательства о гражданстве различных государств, что не исключает и сознательных действий отечественных граждан, может возникнуть ситуация, когда лицо, лишившись своего гражданства, не приобретает нового гражданства и становится лицом без гражданства — апатридом (от лат. a patria — без отечества). Таким образом, основными состояниями личности относительно ее принадлежности к государству, следовательно, являются состояния гражданства и безгражданства.
По отношению к любому другому государству отечественный гражданин выступает как иностранный гражданин. Иностранными гражданами считаются лица, которые находятся на территории государства, не имея его гражданства, и являются гражданами другого государства. Выступая в качестве иностранного гражданина, лицо не теряет своего отечественного гражданства. Указанное правовое состояние иностранного гражданина предложено в литературе называть иностранством. Поэтому гражданство противопоставляется безгражданству, а не иностранству, как полагает С.С. Кишкин . На наш взгляд, правовое состояние иностранства выступает в качестве дополнительного и временного к состоянию гражданства.
———————————
См.: Кишкин С.С. Указ. соч. С. 3 — 4.
Гражданство Республики В Составе Рф Существует
Спорность определения гражданства субъектов РФ вытекает из Федеративного договора и п. 4 ст. 5 Конституции РФ, согласно которым все субъекты РФ равноправны в своих взаимоотношениях с федеральными органами. Значит, следует уточнить определение гражданства во всех трех типах субъектов РФ. Но это вряд ли возможно: во-первых, субъекты имеют разные правовые статусы, и их равноправие достигается по линии взаимоотношений с федеральными органами государственной власти; во-вторых, все граждане субъектов Федерации являются гражданами РФ.
В плане правовой обеспеченности единого гражданства РФ нуждается в изучении и вопрос о целесообразности создания самостоятельной судебной системы Республики Башкортостан. Согласно приложению к Федеративному договору от 31 марта 1992 г. и постановлению Верховного Совета Республики Башкортостан «О судебной реформе в Республике Башкортостан» от 29 февраля 1992 г. в Республике Башкортостан создается самостоятельная судебная система. Характерно, что суды Республики Башкортостан руководствуются уголовным и гражданским законодательствами Российской Федерации, а решения и приговоры выносят именем Республики Башкортостан. Недопустимость обжалования решений, приговоров судебных органов Республики Башкортостан может привести к нарушению конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, проживающих на территории Башкортостана. Здесь следует учесть два момента: во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ); во-вторых, по Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 г. вопросы судоустройства находятся в ведении РФ. Если будет законодательно закреплена самостоятельная судебная система РБ, то должны быть очерчены объекты разграничения прав граждан РФ, проживающих на территории РБ, и прав граждан самой РБ.
Существует ли гражданство республик в составе Российской Федерации
Сейчас уже нет, не существует. А вот в Ельцинские времена, когда каждый брал себе суверинитета столько, сколько мог поднять и унести, такие перегибы были. Помню у нас даже паспорта внедряли не только на двойном языке (русском и национальном — каком не скажу, чтобы не позорить нашу «маленькую . без большой России), но и с указанием местного гражданства, даже если тут ни ты сам, ни твои родители не рождались.
Конституцией установлено единое гражданство , вне зависимости от места регистрации и проживания гражданина, Федерация и без того сложное государство, из 16 республик и 42 областей и 7 краев состоящее, как в США, живущие на Гаваях , в состав США не входящих , и Пуэрто Рико так же имеют единое американское гражданство, так же и в самом США, 50 штатов но гражданство, то есть устойчивая политико правовая связь человека и государства,- единое
Страница 6 ); Особенности российского федерализма
Некоторые особенности связаны с разграничением полномочий Федерации и республик. Федеративный договор 1992 г., как говорилось, отдельно разграничивал полномочия Федерации и ее различных субъектов, в том числе республик. Поэтому в нем присутствуют некоторые полномочия республик, которые не присущи другим субъектам Федерации.
Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области, область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется ее законом.
Порядок решения вопросов гражданства РФ
В соответствии с К. РФ в её состав на правах S входят республики (21), края (6), области (49), города федер. значен. (2), автономная обл. (1), автономные округа (10), т.о. S состав РФ включает 89 образований. Все S РФ равноправны = собой, и во взаимоотн. с федер. органами гос. власти. Принятие в РФ и образование в её составе нового S осуществ. в порядке, установл. ф.к.з. А D статуса существующих S, м. произойти лишь при условии взаимного согласия РФ и соотв. S (а не всех S). Эти вопр. регулир. спец. ф.к.з. Данные положения К. РФ открывают возможность легитимного D статуса того или иного S, но, безусловно, в рамках РФ. S РФ не имеют права выхода из состава РФ. Указанный в К. РФ перечень S РФ свидет. о том, что К. устанавливает шесть разновидностей S РФ: республика, край, область, город федер. значения, автономная обл, автономный округ. В то же время Федерат. договор закрепил 3 разновидности S РФ 1) республика 2) край, область, город федерального значения 3) автономная область, автономный округ. КП статус республики в составе РФ. В составе РФ в настояшее время находится 21 республика. Статус республики определ. К. РФ и К. самой республики. В отличие от прежней К., где статус АССР был довольно подробно расписан, нынешняя К. РФ закрепляет лишь самые общие положения, предоставляя возможность республике в своей К. сделать это исчерпывающим и детальным образом. Республика — это госуд., образованное по национ.-территориальному принципу. Ей присущи те признаки и черты, которые хар-ны для гос. 1) каждая республика имеет свою К.,
Закон о гражданстве предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам. В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (п. «а» ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство. По всем названным вопросам Президент издает указы. Другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу. К таким органам относится Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии. Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Полномочия, возложенные на эти органы по решению вопросов гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые — принимают их в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а вторые — за ее пределами. Для решения вопроса о регистрации гражданства подается заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения; оформляются решения заключением (в необходимых случаях представлением); срок рассмотрения — не более шести месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок.
Тема 7
Федеративный договор, в содержание которого входят “Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации” именует республики суверенными государствами.
Согласно федеральному закону о международных договорах Российской Федерации международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти субъекта.
Принципы Российского гражданства
Некоторые российские граждане постоянно проживают в другой стране, имея российское гражданство, состоя на консульском учете. Российский Закон о гражданстве четко сформулировал, что: «проживание граждан РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства»(ст.4). Т.е. в Законе о гражданстве закреплен принцип, в соответствии с которым сам факт проживания гражданина России за границей не влечет за собой утрату гражданства РФ, тем самым сохраняя возможность его возвращения.
Принципы российского гражданства, как и другие принципы, образуют конкретную систему, которая представляет целостность и единство этого явления, с одной стороны, и внутренюю структуру ее составных частей — с другой. 116 Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан, М., 1972, стр.28-29, 30-33 6
Единое гражданство рф
ГРАЖДАНСТВО СССР — (советское гражданство) – принадлежность к Советскому социалистическому государству, обеспечивающая гарантированное Конституцией СССР право на активное участие во всех областях государственной, хозяйственной, культурной и общественно политической … Советский юридический словарь
Проблемы определения правового статуса иностранцев в России и российских граждан за пределами России приобрели в 90-х годах ХХ века особое значение, так как после распада СССР миллионы людей, проживающих в бывших союзных республиках, стали для России иностранцами. Кроме того, в силу возникновения межнациональных конфликтов в ряде мест на территории бывшего Союза и сложного экономического положения в большинстве новых независимых государств многие граждане вынуждены покинуть свои государства и стать беженцами, приехав в Россию как наиболее перспективное государство для постоянного жительства и получения российского гражданства. Примерно пятьдесят лет для граждан республик Прибалтики и Молдавии, более семидесяти лет для граждан других союзных республик бывшего СССР существовали единые нормы о гражданстве, позволявшие обеспечить равенство прав граждан отдельных республик. Происходила свободная миграция населения на всей территории Союза, не требовалось особых формальностей для переселения из одной республики в другую, для заключения межнациональных браков, получения рабочих мест для каждого гражданина в любой республике. Правовое положение людей не зависело от национального гражданства, формально существовавшего в каждой республике, на всей территории СССР действовал единый паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик. В союзных республиках, кроме России, паспорт содержал указание на принадлежность лица к гражданству одной из республик.
Гражданство Республики Беларусь
Таким образом, понятие гражданства Республики Беларусь не применимо к организациям. В то же время законодательство нашей страны выделяет белорусские и иностранные организации, что влияет на их правовой статус. Второй стороной отношений гражданства выступает Республика Беларусь, то есть государство в целом. Нельзя быть гражданином административно-территориальной единицы: области, района. Однако в соответствии с Договором «О создании союзного государства» от 8 декабря 1991 года, гражданин Беларуси (и России) одновременно считаются гражданами и союзного государства, то есть межгосударственного образования.
3. Устойчивая связь. Государство связано, то есть находится в правоотношениях не только со своими гражданами, но также иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на территории Республики Беларусь. Однако связь государства с иностранцами и лицами без гражданства не носит устойчивого характера. Как только они покидают территорию Республики Беларусь, связь данных лиц с нашим государством прекращается. Что же касается белорусских граждан, то они обладают правами и несут обязанности перед Беларусью, как на ее территории, так и находясь за пределами Беларуси. Белорусское государство, таким образом, защищает своих граждан независимо от места их нахождения. Кроме того устойчивость гражданства проявляется в том, что оно не прекращается с выездом человека на постоянное место жительства за рубеж, при вступлении в брак с иностранцем.
Гражданство Республики В Составе Рф Существует
Основные понятия: гражданство, подданство, принципы гражданства РФ, документы, подтверждающие гражданство, основания для приобретения гражданства РФ, оптация
Гражданство Подданство
Устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности Правовая связь лица и государства при монархии (там, где есть император, царь, король и т. п., имеются и его подданные)
Принципы гражданства РФ
Принцип единого гражданства: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республик в составе РФ, являются одновременно гражданами этих республик.
Принцип равного гражданства: все лица, имеющие гражданство РФ, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (совокупность прав, свобод и обязанностей).
Принципы недопустимости лишения гражданства или права изменить его односторонним решением государства.
Принцип существования постоянного гражданства: сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами России, при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом.
Принцип защиты и покровительства граждан РФ со стороны Российского государства.
Документы, подтверждающие гражданство: паспорт, удостоверение личности, до их получения — свидетельство о рождении.
Основания приобретения гражданства РФ
Основания для приобретения гражданства, Их сущность
По рождению
Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в нём в соответствии с вышеперечисленными условиями, однако при этом срок их проживания на территории РФ сокращается до 3 лет
Приобретение гражданства в результате оптации (от лат. optatio — желание, избрание), т. е. выбора При изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства — оптацию в порядке и в сроки, которые установлены международным договором РФ
Заявления о приёме в гражданство РФ или восстановлении в нём могут быть отклонены, если лицо:
выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ;
имеет неснятую или непогашенную судимость за совершённые умышленные преступления;
в течение пяти лет, предшествующих дню обращения с заявлениями о приёме в гражданство или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялось за пределы РФ;
использовало подложные документы или сообщало заведомо ложные сведения;
состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства;
преследуется в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств за совершённые преступления;
не имеет законного источника средств к существованию.
Прекращается гражданство РФ путём выхода из него. Разрешение на это даёт Президент РФ.
Случаи, когда выход из гражданства РФ не допускается:
после получения лицом повестки о призыве на срочную военную или альтернативную гражданскую службу и до её окончания;
если лицо привлечено в качестве обвиняемого к уголовной ответственности либо в отношении него уже имеется вступивший в силу приговор суда;
если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Как получить гражданство РФ рождённым в СССР
Как мы уже говорили, в соответствии со ст. 34 № 62-ФЗ от 31.05.2002, за оформление российского гражданства как посредством приема, так и посредством признания, взимается государственная пошлина. Ее размер, согласно пп. 25 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ, составляет 3,5 тыс. рублей. Оплатить их необходимо заранее, предварительно приложив к документам квитанцию.
Однако утрата советского гражданства на момент распада Союза не всегда лишала такое лицо права на российский паспорт. Например, согласно пп. а п. 2 ст. ст. 14 № 62-ФЗ, для рожденных в советской России в число условий применения упрощенного порядка принятия в гражданство РФ входит лишь:
Как россиянину получить паспорт Республики Беларусь – сколько необходимо ждать гражданство
Некоторые особые ситуации позволяют получить паспорт Беларуси намного быстрее. К примеру, когда государство заинтересовано в том, чтобы человек стал ее гражданином. Меньше ждут, имеющие заслуги и достижения в сфере образования, культуры или спорта. Такое же лояльное отношение к этническим белорусам, решившим вернуться на родину. Сюда же относят и несовершеннолетних – будущих граждан.
Двусторонние договоренности между РФ и РБ разрешают гражданам обеих стран находиться и работать на своих территориях только при наличии прописки, а получение статуса гражданина Республики Беларусь потребует немалых усилий.
Как получить гражданство республики Татарстан
- Лицо, которое хочет получить гражданство согласно упрощённой процедуре, обязано сдать экзамен на владение русским языком.
- Необходимо предварительно отказаться от предыдущего гражданства.
- Оформляется вид на жительство.
- Нужно осуществлять трудовую или предпринимательскую деятельность на территории страны. Этот факт должен быть подтверждён соответствующими документами.
- Нужно периодически проходить положенную по закону перерегистрацию.
- На специальном бланке по форме 1П необходимо заполнить заявление. Его нужно оформлять в двух экземплярах.
- В качестве документа, удостоверяющего личность потребуется предъявить свидетельство о рождении.
- Надо подготовить три фотографии, которые потребуются в процессе оформления.
- Необходимо удостоверить оплату государственной пошлины, предоставив соответствующую квитанцию.
Гражданство Республики В Составе Рф Существует
Следующий этап в развитии законодательства о гражданстве был ознаменован принятием Конституции СССР 1977 г. и на ее основе нового Закона о гражданстве СССР 1 декабря 1978 г. По этому закону гражданами СССР признавались лица, которые состояли в гражданстве СССР на день вступления в силу Закона и лица, которые приобрели гражданство СССР в соответствии с Законом.
Декретом ВЦИК от 11(24) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» провозглашалось, что существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование — граждане Российской Республики.
Республики входящие в состав РФ: понятие и государственно-правовые признаки
7. Российская Федерация и субъекты Федерации могут временно делегировать друг другу на договорной основе часть своих полномочий. Предусматривается возможность заключения соглашений между краями, областями и другими субъектами Российской Федерации по предметам их ведения и полномочий.
1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;