Год Формирование Государство Франков

Франкское государство и право

Государство франков возникло в результате развития имущественного и социального неравенства и разложения франкской общины. Процесс имущественной и классовой дифференциации, проходивший ранее крайне медленно, был ускорен бесконечными военными походами, которые позволяли обогащаться племенной знати (старейшинам), военному вождю и его дружине, становиться крупными землевладельцами и превращаться в политически господствующий класс.

Наиболее сильными из княжеских династий считались Меровинги, правившие у салических франков. Третий представитель Меровингов – Хлодвиг (481–511) распространил свою власть на всех франков. Уничтожив других князей, он начал править как единый «конунг», т.е. король. Собрав большое войско, он подчинил себе алеманов, вестготов и всю Галлию, кроме Бургундии на юго-востоке, стал основателем единого королевства франков. В 496 г. Хлодвиг со своей дружиной и приближенными принял христианство. С этого момента установились дружеские отношения между франкскими королями и папами.

Возникновение и развитие государства у франков

Варварские государства были непрочными политическими образованиями – легко возникали и исчезали. Исключение составляло государство Франков: оно возникло в конце 5 века н.э. в результате завоевания союзом германских племен Франков, римской провинции – Галлии. В момент завоевания у Франков господствовал строй военной демократии, но само завоевание территории предопределяло ускоренное разложение родоплеменных отношений и возникновение государства. Вождь франков – Хлодвиг – после завоевания уничтожил почти всех представителей франкской родоплеменной знати и установил единоличную власть. Государство франков возникло как монархия, которую историки называют раннефеодальной. Особенность государства Франков в том, что оно стало сразу формироваться, как феодальное, минуя этап рабовладения. Феодализм предполагал наличие двух основных классов: крупные землевладельцы и зависимое крестьянство. Крупные землевладельцы в государстве Франков сформировались из следующих категорий населения:

После смерти Хлодвига власть перешла к его сыновьям, т.о., утвердился принцип наследования, но, первоначально, Хлодвиг рассматривался в качестве военного вождя и должен был учитывать мнение такого органа, как «мартовское поле» – общее собрание всех франков, но, со временем, собрание франков приобрело форму простых военных смотров и стали называться «майские поля». Аппарат управления формировался из личных слуг монарха, так, высшим должностным лицом стал майордом – старший по дому. Так смотритель конюшни стал командующим конницы – маршал. Личный писец Хлодвига стал в целом заниматься государственным делопроизводством – канцлером. Такой способ формирования государственного аппарата объяснялся тем, что Хлодвиг, его наследники относились к государству, как к своему личному хозяйству. В 8 веке династия Хлодвига ослабла. Государство разделилось на 4 части, в которых реально правили не потомки Хлодвига, а майордомы. Это объяснялось тем, что в результате раздачи земель своим приближенным в виде аллодов сами потомки Хлодвига остались безземельными. В первой половине 8 века возникла реальная угроза арабского завоевания и стали вторгаться в государство Франков. В этих условиях майордом Карл Мартелл объединил все государство в ходе подготовки к решающему сражению с арабами и провел одновременно земельную и военную реформы. Карл Мартелл объявил набор в армию, у непокорных землевладельцам отобрал землю, а также реквизировал часть земель церкви. Эти свободные земли он стал раздавать, но не в виде аллода, а в форме бенефиция (благодеяния) – условное ненаследуемое землевладение за военную службу. Создав боеспособную армию в решающей битве 732 г. при Пуатье франки одержали победу.

Год Формирование Государство Франков

Для упрочения государственной централизации и укрепления военного могущества королевства Карл Мартелл покончил с прежним поряд­ком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, кон­фискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с живши­ми на них крестьянами передавались в условное пожизненное держа­ние — бенефиции. Бенефициарий — держатель бенефиция -был обязан в пользу лица, вручившего землю, нести службу, преимущественно во­енную, иногда административную. Отказ от службы измена королю лишали права на пожалование.

Реформа привела к росту феодального землевладения и обусловленно­го этим закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию си­стемы вассалитета — феодальной иерархической лестницы, особой си­стемы соподчиненности: между бенефициаром (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором), устанавливались договорные отноше­ния.

Это видео недоступно

800 г. — римский папа провозгласил Карла Великого императором. Впервые после падения Римской империи (476 г.) власть императора на западе восстановлена. Карл стал претендовать на роль главного защитника христианской веры в Европе.
Возрождение античной культуры (открытие школ, образование Академии)
Империя Карла Великого по Верденскому договору (843 г.)

По франкской традиции Карл Великий намеревался разделить свои земли поровну между сыновьями: он назначил Карломана правителем Италии, а Людовика – правителем Аквитании. При этом реальная власть над всеми землями королевства оставалась в его руках. Старший из сыновей Карла Пипин Горбатый в 792 году принял участие в восстании против своего отца и был заточен в монастырь. династия Каролингов

Государство франков (стр

Упадок императорской власти, все возрастающая непопуляр­ность римского правления создавали благоприятные условия коро­лям—союзникам Рима для расширения полномочий, для удовле­творения их политических претензий. Они часто со ссылкой на императорское поручение присваивали всю полноту власти, взи­мали налоги с местного населения и пр.

Салические франки, во главе со своим вождем Хлодвигом (481— 511 гг.), в результате победоносных войн в Галлии, иногда в проти­воборстве, иногда в союзе с Римом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пирене­ев. Хлодвиг же, утвердившись как представитель римского импе­ратора, становится властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального королевства. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и пр.

Формирование феодального общества и государства франков

V—VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощного идеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческом братстве, о помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях.

Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с церковью, монастырями. Они не всегда были непосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный участок коммендируемого, как это имело место в случае договора самозакабаления.

Год Формирование Государство Франков

В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих фран­ков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхуш­ку в ходе военных походов Хлодвига.

С принятием христианства Хлодвигом церковь стано­вится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оп­равдание захватническим войнам, как ссылка на «истин­ную веру», объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

ФОРМИРОВАНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ФРАНКОВ

С середины VIII в. начинается период, предшествующий за-вершению процесса расслоения франкского общества на класс фео-дальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян, ши-рокое распространение получают отношения покровительства, гос-подства и подчинения, возникающие на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. На развитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт — клиентеллы, патроната. Отношения покровительства и патроната у франков были вызваны к жизни крушением старых родовых связей, невозможностью экономической самостоятельности мелко-крестьянского хозяйства, разоряемого войнами, грабежами феода-лов. Покровительство влекло за собой установление личной и иму-щественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и пр.

Интересное:  Документы для проверки квартиры при покупке

Процессы феодализации у франков получают мощный им-пульс в ходе завоевательных войн VI—VII вв., когда в руки франк-ских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Север-ной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вас-сальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником зе-мель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям.

Почему именно Галлия стала основой формирования государства у франков

Галло-римляне, по численности в несколько раз превышавшие франков, оказались в положении зависимого населения. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. Это проявилось при формировании новой власти, которая должна была сохранить захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация не имела необходимых для этого сил и средств. Учреждения родо-племенного строя начинают уступать место новой организации во главе с военным вождем — королем и лично преданной ему дружиной. Король и его приближенные фактически решали все важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохранялись народные собрания и другие институты прежнего строя франков. Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадала непосредственно с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и из принудительных учреждений, которых не было при родоплеменном строе. Учреждение новой публичной власти связано с разделением населения. Земли, заселенные франками, стали делиться на паги (округа) , состоявшие из более мелких единиц — сотен. Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, поручалось особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где по численности многократно преобладали галло-римляне, на первых порах сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависело от короля.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения в Галлию, резко ускорилось в процессе ее завоевания. Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние еще оставались лично свободными и сначала не испытывали усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками) . Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, которые довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ

Суть реформы Карла Мартелла была такова. Он отменил прежний порядок дарения земли, конфисковал у непокорных феодалов и монастырей их земли вместе с крестьянами, и передавал их на пожизненное держание — бенефиций (от лат. — «благодеяние»>. Хозяин

1) Монархия Меровингов (VI-VII вв.). Меровинги — первая королевская династия франков, ведущая свое название от имени короля салических франков — Меровея (сер.V в.). Смерть Хлодвига повлекла за собой столетнюю борьбу за власть. Меровинги утвердили частную собственность на землю (аллод). Земля стала наследственной и свободно отчуждаемой, что привело к классовому размежеванию общины. Появились безземельные крестьяне, потерявшие личную свободу. Их закабаление происходило посредством договора прекария (от лат. — «просьба»>, когда крестьянин получает землю на условиях выполнения определенных повинностей.

ФОРМИРОВАНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ФРАНКОВ

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

Галлия, однако, еще долго сохранялась под сенью Восточной Римской империи (Византии). Только в VIII в. титул римского императора был присвоен франкскому королю Карлу Великому. Благодаря влиянию Рима и римской христианской церкви Галлия вопреки географической раздробленности сохраняла на протяжении веков своеобразное единство, превратившись в ходе длительного эволюционного процесса в ту Франконию, которая стала прародительницей будущей Франции и Германии, а также территориальной первоосновой развития западной христианской цивилизации.

Бесплатная коллекция рефератов

Штраф был основным видом наказания, применявшимся к свободным людям. Он делился на две части, одна из которых предназначалась потерпевшему или его родственникам, другая — поступала в пользу государства. Предусматривалось также наказание в виде конфискации имущества. Смертная казнь и телесные наказания применялись только к рабам. Процесс по Салической правде носит обвинительный характер и предусматривает три вида доказательств: соприсяжничество, свидетельские показания и ордалии — «суд божий». Основным средством получения признания при обвинении рабов являлась пытка.

Суть ее сводилась к следующему. Было покончено с прежним порядком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли с жившими на них крестьянами начали передаваться в условное пожизненное держание. Карл Мателл конфисковывал земли у непокорных магнатов и монастырей. Тот же, кому земля передавалась в пожизненное держание, должен был нести военную службу и др.. Эта реформа положила начало системе соподчиненности одних феодалов другим. Помимо главы государства, земли в держание стали раздавать и крупные феодалы, обзаводясь, таким образом, своими вассалами.

Этапы становления государства франков

Формирование правовых основ сословного строя. В IX-XI вв. феодальные отношения во Франции становятся господствующими. Отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного правового положения. Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода (фьефа) обязывался признавать верховенство сеньора (сюзерена). Главное в договоре составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). Таким образом, уже к XI в. феод, т.е. наследственное родовое поместье, утверждаются как основная форма поземельной собственности. Юридический механизм разрешения споров между сеньорами и вассалами (в суде) был мало эффективен. Это вело к многочисленным феодальным распрям и войнам. К XII в. произошло расширение прав вассалов на землю и ограничение сроков службы. Возникла сложная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных степеней (арьер-вассалов). В самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам. На вершине лестницы стоял король, но многие крупные феодалы-герцоги и графы — считали себя равными королю (пэрами). С середины XII в., в связи с экономическим подъемом и ростом городов произошло превращение арьер-вассалов в непосредственных вассалов короля, что получило название иммедиатизации. С XII в. прекращается процесс дробления земельных владений. Феодальные поместья принимают родовой характер. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. К XIII в. складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия дворянства. В IX—XI вв. происходит окончательное оформление класса феодально-зависимых крестьян. Он складывается из многочисленных категорий сельского населения, известных еще Франкской империи. Подавляющее большинство крестьян (за исключением крестьян церковных земель, Нормандии, Пикардии) превращается в сервов, правовой статус которых как лично зависимых людей в известной степени был унаследован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. По словам французского средневекового юриста Ф. Бомануара, «право, которое я имею на моего серва, — это право моего феода». Сервы платили подушную подать (шеваж), ежегодный оброк, выполняли барщинные работы (обычно три дня в неделю). Серв не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке, так как считалось, что он не должен рисковать своей жизнью, принадлежащей сеньору. Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали сеньору оброк (талью), размер которого также фиксировался обычаем, но был более легким, чем у сервов. До XII в. вилланы уплачивали и шеваж, но он рассматривался как оказание чести сеньору, а не как проявление личной зависимости. Как и все сельские жители, они должны были получать у сеньора (фактически выкупать за плату) формаръяж — разрешение на женитьбу. С XII в. большая часть вилланов освобождается от этой обязанности, внося единовременную выкупную плату. В это же время крестьяне начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении ими земельных участков по наследству. Все крестьянское население было обязано соблюдать феодальные монополии земельных собственников (баналитеты). Освободиться от этого бремени крестьянин мог, только отдавая часть производимой им продукции сеньору. Последний сохранял также в отношении зависимых от него крестьян «право первой ночи». В XI—XII вв. в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус, — городское население. Первоначально правовое положение горожан мало чем отличалось от остальной массы феодально-зависимых людей. Но с XII в. во Франции начинается широкое движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров и за самоуправление. В конечном счете города путем вооруженной борьбы или иными средствами (выкупы и т.п.) добивались предоставления им специальных хартий вольностей. Правовой статус горожан не выступал как универсальный, а был связан с конкретной городской ассоциацией. Поэтому его в принципе не могли получать дворяне, священники, сервы. Но серв в силу постоянного проживания в городе приобретал личную свободу. Городская жизнь рано начала приобретать сословно-корпоративный характер, способствовать образованию цехов и гильдий. В IX— XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.). Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, и приобрела тем самым частноправовой характер. Становление сеньориальной монархии (IX—XI вв.) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения. Сеньориальную монархию нельзя рассматривать лишь как проявление политического регресса. Она непосредственно вытекала из отношений, связанных с натуральным хозяйством и феодальной собственностью на землю, в рамках которой имело место экономическое развитие, хотя и медленное. Политическая раздробленность не могла остановить поступательного движения общества во Франции. В IX—Х вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству. Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Но при первых Капетингах королевское законодательство (издание капитуляриев) фактически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в, теории, а не на практике. На короля возлагались обязанности «защиты королевства и церкви», а также «поддержания мира» в стране, но он не имел реальной власти для их осуществления. Судебную власть король имел только в пределах своего домена. С XII в. положение короля постепенно меняется, некоторые функции реализуются им более активно. Так, восстанавливается практика издания королем законодательных актов — установлений, хотя для этого требовалось согласие крупных феодалов (Большого совета). В XIII в. признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы, обязателен и для отсутствующих феодалов. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля. Центральная королевская администрация. В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях. От эпохи Каролингов сохранился королевский двор, состоявший из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов). Главную роль в королевской администрации (до конца XII в.) играл сенешал. Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. Со временем эта должность приобрела такой вес, что король Филипп II Август (в 1191 году) предпочел оставить эту должность незамещенной, и вскоре она прекратила свое существование. В военных делах за сенешалом следовал коннетабль — глава королевской конницы, помощником которого был маршал, а с XIII в. — королевский адмирал. Королевский казначей, которому помогал камергер, ведал государственными архивами и королевской казной. Однако в XIII в. его функции существенно сократились, так как казна была передана духовно-рыцарскому ордену тамплиеров. Королевской канцелярией руководил канцлер, который редактировал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Влияние канцлера на государственные дела было велико, а поэтому с усилением королевской власти в XIII в. (с Людовика IX) этот пост длительное время (до 1315 года) не замещался. В XIII в. в органы центрального управления все чаще привлекаются представители городов, мелкие и средние феодалы (рыцари короля), а также юристы (легисты). Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов — курии короля, возникновение которой также относится к эпохе Каролингов. Короли прибегали к ее советам для решения вопросов о войне и мире, о крестовых походах, об отношениях с римским папой, о предполагаемой женитьбе и т.д. На одобрение курии представлялись законодательные акты короля. С XIII в. на заседания курии для решения сложных правовых вопросов все чаще стали приглашаться легисты. Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления. Королевские чиновники на местах осуществляли самые разнообразные функции: административные, военные, судебные, финансовые. Сфера действия местного государственного управления расширялась по мере увеличения королевского домена и присоединения владений крупных феодалов. С середины XI в. король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа — превотства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах — майоры. Прево занимался главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела (с конца XII в. крупные дела были изъяты из юрисдикции прево). С конца XII в. возникают более крупные административные единицы — бальяжи. Их границы не были четко определены, но обычно они объединяли несколько превотств. Число бальяжей росло по мере увеличения королевского домена. Во главе бальяжа стояли назначаемые королем (обычно из мелких феодалов) специальные чиновники — бальи, созданные по образцу английских бейлифов. Бальи осуществлял контроль над находившимися под его властью прево, следил за исполнением королевских законов и приказов, организовывал в масштабах бальяжа военные формирования. Нередко короли, присоединяя крупные сеньории, не ломали сложившуюся административно-территориальную структуру, а назначали туда специального чиновника из числа местных феодалов — сенешала — с функциями, в основном аналогичными бальи. Как правило, сенешальства создавались на пограничных территориях и были менее зависимы от королевской власти. Бальи и сенешалы в XIII в. осуществляли правосудие от имени короля, рассматривали наиболее серьезные уголовные дела (так называемые королевские случаи), а также споры, затрагивающие интересы феодальной знати. Они принимали апелляции на приговоры прево, но постепенно стали пересматривать решения и сеньориальных судов, которые раньше считались окончательными. Прево, бальи и сенешалы играли важную роль в укреплении финансовой базы королевской власти. Они контролировали сбор налогов, пошлин, штрафов и следили за их своевременным поступлением в королевскую казну. Важным источником доходов казны была чеканка королевской монеты, взимание королевского налога (королевской тальи), торговых пошлин и судебных штрафов в пределах домена. Ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства, король нередко через сенешалов и бальи требовал от крестьян, священников и нотаблей (знати) специальных денежных взносов или пожертвований. Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX (1226—1270 гг.). Важное место среди них занимала военная реформа: создание городской милиции, отрядов наемников. В результате король в меньшой степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами. Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной территории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.
При Людовике IX из королевской курии, представлявшей ранее съезд феодалов, начинают выделяться специализированные центральные ведомства. Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган — парламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов — выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать. Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Королевская казна получила таким образом новый источник доходов. Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия. Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII в. Филиппом II Августом, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

Интересное:  Поддержка молодых семей 2019 льготы всем

3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству. Изучение римского права начинается уже с ХI века. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов-комментаторов римского права. Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворцового права в города. Специфической системой права в Средние века было каноническое право. Каноническое право. Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологией Средневековья.

Создание государства у франков

Право франков говорит о прочности общинных порядков, общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, равных правах общинников‑крестьян на земельный надел, но также свидетельствует о начавшемся имущественном расслоении общества, появлении формы владения в виде аллода и праве наследной передачи надела по мужской линии. Аллод по «Салической правде» – отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков.

«Правде» известны следующие виды преступлений: против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др.); против собственности (кража, поджог, грабеж); против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); нарушение предписаний короля. Было понятие об отягчающих обстоятельствах (групповое убийство, попытка скрыть следы преступления), подстрекательстве к краже или убийству. Документ свидетельствует о запрещении права талиона и замене его возмещением вреда потерпевшему и уплатой штрафа королю, о запрещении кровной мести и замене ее выкупом (вергельдом, или пеней).

Формирование феодального общества и государство франков

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков проявлялись в положении рабов. Рабский труд не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Интересное:  Какие льготы у рязанских ветеранов труда

Наряду с рабами существовала особая категория лиц -полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Год Формирование Государство Франков

Римляне все чаще использовали германцев в качестве наем­ных солдат и поселялиих на своих границах. В V в. высшие звания римских магистратов стали носить вожди варварских племен, воз­главлявшие союзные Риму армии, которые заключили соглашение о переходе под власть Рима.

Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формировании новой власти, с помощью которой можно было бы сохранить в своих руках захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация необходимых сил и средств для этого дать не могла. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации с военным вождем — королем и лично преданной ему дружиной во главе. Король и его приближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков. Формируется новая «публичная власть», которая уже не совпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений всякого рода, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новой публичной власти было связано с введением территориального разделения населения. Земли, заселенные франками стали делиться на «паги» (округа), состоявшие из более мелких единиц — «сотен». Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, вручается особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где прежнее население многократно преобладало на первых порах, сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.

Ссылка на основную публикацию