Установление сервитута в отношении земельного участка

Содержание

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ СЕРВИТУТА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Кроме того, согласно пп. 4 п. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ »О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен в том числе путем установления сервитута.

Согласно п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Установление сервитута: порядок и условия

Следует иметь в виду, что на вышеизложенных правилах сервитут может быть установлен не только по требованию собственника участка (п. 1 ст. 268 ГК), но и по требованию и в интересах лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования (п. 4 ст. 268 ГК). В ст. 14 Кодекса о земле нормы п. 1 и п. 4 ст. 268 ГК воспроизведены полностью. Вместе с тем Кодекс о земле дополнен указанием, что право требовать установления сервитута может также лицо, которому участок предоставлен в аренду. С одной стороны, такой подход законодателя в части предоставления права установления сервитута арендатору земельного участка можно признать оправданным с позиций целесообразности, особенно при долгосрочной аренде, поскольку в противном случае использование арендуемого участка без установления сервитута может быть затруднено. С другой стороны, налицо коллизия норм ст. 168 ГК и ст. 14 Земельного кодекса.Разрешение указанной коллизии не столь однозначное. По большому счету, вывод должен основываться на юридической силе того или иного акта. В силу предписаний ст. 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Вместе с тем представляется, что в данном случае приведенную норму закона можно применять только с учетом положений части третьей п. 1 ст. 1 ГК, в соответствии с которой земельные отношения, отвечающие признакам, указанным в частях первой и второй указанного пункта, регулируются гражданским законодательством, если земельным законодательством не предусмотрено иное. Следовательно, можно сделать вывод, что нормы ст. 14 Кодекса о земле, как установившие собственные правила, касающиеся земельных сервитутов, имеют приоритет перед нормами ст. 268 ГК.

Представляется, что применительно к указанной ситуации также уместно было бы вести речь об установлении сервитута в силу закона, как это сделано в части второй ст. 524 ГК. Тем более что, как уже отмечалось, предоставление покупателю недвижимости равных с ее продавцом прав на соответствующую часть земельного участка вряд ли в полной мере может быть реализовано на практике и не решает всех вопросов, касающихся возможности использования подъездных путей и иных коммуникаций, уже проложенных продавцом. Можно говорить о равных правах по их статусу — праве собственности, праве постоянного пользования, но не о равенстве прав по использованию земельного участка, иной недвижимости, принадлежащих первичному и вторичному пользователям. Права последнего в любом случае являются производными и ограниченными. Поэтому представляется, что в указанной части правовое регулирование должно быть однозначным и согласованным.

Интересное:  Может ли пристав забрать стиральную машину

Сервитут на земельный участок — что это такое? Договор сервитута земельного участка

  • прописание номера по кадастровому учету для заключения соглашения обязательно;
  • определяется срок действия разрешения на пользование чужой землей;
  • в договоре должна содержаться информация о собственнике земли и о второй стороне — потенциальном пользователе.

Период, на протяжении которого сервитут на землю будет в силе, определяется, прежде всего, исходя из целевой направленности документа. Как было сказано выше, различают срочный и бессрочный сервитуты. Первый вид подразумевает установление обременения на определенный срок, в течение которого будут осуществлены те или иные действия срочного характера. Например, прокладка коммуникационных путей, проведение ремонтно-строительных работ зданий и сооружений, расположенных очень близко по отношению к граничной линии чужих землевладений.

Сервитут на земельный участок

  • перемещение по территории участка;
  • проведение ремонтных работ и монтаж разнообразных инженерных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры;
  • установка спецзнаков и обеспечение подъезда к ним;
  • обеспечение водой;
  • прогон скота;
  • сохранение исторически сложившейся традиции сенокоса либо выпаса скота;
  • охота и рыбалка на замкнутом водоеме, расположенном на участке;
  • сбор дикорастущих растений;
  • проведение исследовательских работ;
  • свободный доступ к побережью.

Основное отличие публичного сервитута от частного – платность последнего. Исключение: публичный сервитут может быть установлен на возмездной основе только в том случае, если у собственника земельного участка возникли серьезные затруднения. Например, часть земли стала непригодна для растениеводства, пришлось снести или перенести хозяйственные постройки и прочее.

Установление сервитута в отношении земельного участка

Личный сервитут возникает по требованию заявителя, им может являться как физическое лицо, так и юридическое. Собственник получает ограничение в землевладении со стороны правообладателя сервитута. При установлении личного сервитута, его правообладатель получает административный акт и регистрирует его, за счёт собственных средств.

Существуют различия в понимании личного и земельного сервитута. Земельный сервитут устанавливается исключительно в отношении землепользования. Он может быть не только личным, но общественным, а также – публичным. Во всех перечисленных вариантах возникает тождество по объекту сервитута. Процесс осуществляется при соблюдении правил и санитарных норм использования земель, их целевого назначения. Он ставит во главу угла правила и условия землепользования. При условии, что правообладателем сервитута является предприятие, он может иметь общественный (в пределах частного), характер.

Сервитут земельного участка — руководство по грамотному установлению и пользованию

Прочие условия носят частный характер и прописываются в соглашении о сервитуте в результате взаимной договоренности участников сделки. Как правило, они носят уточняющий характер – размер платы, продолжительность обременения, вид работ, ввиду которых возникает сервитут, их границы и др.

Интересное:  Что такое карточка тахографа для водителя

В большинстве случаев сервитут устанавливается добровольно, на условиях взаимной выгоды. Пользователь сервитута получает возможность для беспрепятственной реализации своих нужд, таких как: проезд, установка инженерных сетей, подключение к энергосетям, а собственник – денежную компенсацию и гарантию четких границ сферы действия сервитуария на обременяемом участке.

Главная, Земельный кодекс РФ, Статья 23

7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Установление частного сервитута

ОБЯЗАТЕЛЬНО проверьте уточнена ли граница Вашего земельного участка в соответствии с действующим ФЗ РФ! Если увидите надпись «Внимание! сведения о границах объекта отсутствуют. Местоположение указано ориентировочно», значит граница не уточнена, межевание не проводилось.

Если ваш земельный участок находится на территории г. Москвы или Новой Москвы следует так же узнать точность с которой определены координаты границы участка. Они должны соответствовать значению — 0,1 м, если точность иная или не установлена, то проводить объединение, перераспределение, раздел или выдел невозможно! Узнать точность можно из кадастровой выписки на земельный участок, выписку можно заказать на портале Росреестра»

Установление сервитута в отношении земельного участка

Согласно пункту 3 указанной статьи сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

По мнению Департамента, соразмерность платы за пользование земельным участком (в случае ее установления) представляет собой ее соответствие тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник земельного участка в связи с использованием его участка обладателем сервитута. При этом размер такой платы может быть определен на основании материалов оценки в соответствии с правилами Федерального закона от 29 июля 1988 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги Установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 12 ноября 2010 года N 2750 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг»

постановляю:

1. Утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (приложение).

Интересное:  Можно ли снять арест на комнату если человек платит по исполнительному листу и работает офицально

2. Комитету по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования «Город Саратов» опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по градостроительству и архитектуре.

2.6.4. Документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, должны быть представлены в подлинниках (на обозрение) и копиях для заверения ответственным работником комитета либо в копиях, удостоверенных нотариусом.

Документы должны быть написаны четко и разборчиво, не должны содержать подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

2.7. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов:

— непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.6.2 регламента с учетом пункта 2.6.3 регламента;

— представление документов, не отвечающих требованиям пункта 2.6.4 регламента.

2.8. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

В предоставлении муниципальной услуги отказывается при наличии оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации.

2.9. Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении муниципальной услуги.

Муниципальная услуга предоставляется безвозмездно.

2.10. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении муниципальной услуги и при получении результата предоставления муниципальной услуги.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении муниципальной услуги и при получении результата предоставления муниципальной услуги не должен превышать 15 минут.

2.11. Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги.

Срок регистрации заявления не превышает одного дня со дня поступления заявления в комитет.

2.12. Требования к помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении муниципальной услуги, стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Вход в здание комитета оформляется вывеской с указанием основных реквизитов комитета и оборудуется кнопкой вызова персонала для лиц с ограниченными возможностями.

Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Как оформить сервитут на земельный участок в 2019 году

  1. Проводятся переговоры меж заинтересованными лицами.
  2. При согласовании ситуации заключается надлежащий договор.
  3. Если решение принять не удалось, проводится судебное разбирательство.
  4. Выполняет оценка платы за использование.
  5. Сервитут регистрируется в Росреестре.
  • доля участка, обремененного сервитутом;
  • степень ограничения пользованием (насколько затруднено свободное использование земли);
  • интенсивность использования обремененной территории;
  • уровень влияния на распоряжение объектом;
  • дополнительные затраты, возникшие по причине наложения сервитута;
  • размер упущенной выгоды вследствие установления сервитута.
Ссылка на основную публикацию