Государство Как Участник Гражданских Правоотношений

Содержание

Контрольная работа — Государство как субъект гражданского права

Понятие объекта гражданских правоотношений. Виды материальных объектов гражданских правоотношений. Ценная бумага как объект гражданских правоотношений. Понятие субъекта гражданских правоотношений. Граждане как субъекты гражданского права.

Соотношение административного и гражданского права. Особенности государства как субъекта права. Реализация полномочий Российской Федерации как собственника акций. Применение норм гражданского права к административным актам о государственной регистрации.

Государство как участник гражданских правоотношений

Гос-во осуществляет свои права и обязанности на федеральном уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство.

Государство как участник гражданских правоотношений

Государство как субъект гражданских правоотношенийимеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

Государство как участник гражданских правоотношений

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

Государство, как участник гражданских правоотношений: особенности, формы участия, пределы

Публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), их структурные подразделения, выполняя в основном публичные задачи, имеют вместе с тем гражданскую правосубъектность, обеспечивающую осуществление ими интересов и потребностей, относящихся к гражданскому праву.

Все публичные образования (в том числе — образующие его учреждения, другие управленческие подразделения) в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, не охватываемых регулированием конституционным, административным правом, другими отраслями, обладают также гражданско-правовым статусом, соответствующим статусу юридического лица, если иное не вытекает из закона и особенностей данного субъекта.

Юридические лица как участники гражданских правоотношений

— обособленное имущество (создает материальную базу для дея­тельности юридического лица, оно включает в себя вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении);

Интересное:  Когда покупаешь квартиру какие документы нужны

— организационное единство (наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиаль­ных), составляющих структуру юридического лица, и четкой регла­ментации отношений между участниками; эти данные отражаются в установленных законом учредительных документах, например, в уста­ве вуза);

Статья: Государство как участник гражданско-правовых отношений

Обособление имущества проявляется в принадлежности имущества на праве государственной собственности Российской Федерации. Кроме того, есть отдельные виды имущества, которые могут находиться в исключительной собственности РФ.

— осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации в случаях: предоставления земельных участков органу государственной власти РФ (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданной органами государственной власти РФ, а также при предоставлении органу государственной власти (его территориальному органу), юридическому и физическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до их отчуждения; прекращения прав указанных органов, юридических и физических лиц на земельные участки; предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи которых поступают в бюджет Российской Федерации;

Курсовая работа: Участие государства в гражданских правоотношениях

В научной литературе справедливо обращается внимание на то, что если регулирование отношений с участием Российской Федерации построено на началах верховенства последних, то не может идти речи о гражданско-правовой природе таких отношений[6] . Равным образом, если государство пытается привнести в имущественный оборот властно-правовые начала, это свидетельствует лишь о допущенных государством нарушениях принципа юридического равенства субъектов гражданского права.

2) взыскание по обязательствам государства может быть обращено не на все виды имущества, составляющего казну. Вчастности, от взыскания забронированото имущество, которое может находиться только в государственной собственности (абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК), т.е., по существу, объекты, изъятые из гражданского оборота (абз. 1 п. 2 ст. 129 ГК). В настоящее время фактически забронированы от взыскания земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, потому что закон, допускающий иное (абз. 2 п.1 ст. 126 ГК), пока не принят. Равным образом соответствующие нормы отсутствуют в земельном и природоресурсном законодательстве.

Государство как участник гражданских правоотношений

4) государство обладает судебным иммунитетом. Это значит, что ответственность его в отношениях с иностранными партнерами ограничена: последние не могут предъявить к нему судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств без предварительного согласия компетентных органов государства, отраженного в международном договоре (ст. 127 ГК РФ);

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

Государство как субъект гражданских правоотношений

• объекты, которыми государство может отвечать по своим обязательствам, ограничены. Так, государство не может отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, а также имуществом, которое по закону может находиться только в государственной или муниципальной собственности; взыскание на природные ресурсы государства или муниципального образования может быть обращено лишь в случаях, указанных в законе (п. 1 ст. 126 ГК РФ);

• государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если государство является собственником имущества, закрепленного за ними (п. 2 ст. 120 ГК РФ);

Участие государства в гражданских правоотношениях

2) в силу принятых обязательств. В частности, государство вправе принимать на себя гарантии по обязательствам других публичных образований и отдельных юридических лиц (п.6 ст.126 ГК). Причем государство может обязываться за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления такой государственной гарантии, обязательства по которой в силу положений ст.98-100 БК включаются в состав государственного долга (абз.1 п.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 23). Ответственность гаранта носит субсидиарный характер (п.5 ст.115 БК).

Интересное:  Льготы работающим ликвидаторам чернобыльцам в самаре

Гражданским законодательством на государство распространен принцип самостоятельной ответственности субъектов гражданского права (пп.2-5 ст.126 ГК). Это означает, что Российская Федерация, и созданные ими юридические лица (унитарные предприятия и учреждения) не отвечают по обязательствам друг друга. В частности, в соответствии с ч.5 ст.2 Закона о Центральном банке РФ (Банке России) Российская Федерация не отвечает по обязательствам Банка России, а этот Банк не отвечает по обязательствам федерального государства (если только он специально не принял на себя такое обязательство либо оно прямо предусмотрено федеральным законом). Данный принцип в равной мере применим, во-первых, к случаям несения договорной ответственности, т.е. ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых государством обязанностей по договорам, и, во-вторых, к случаям несения внедоговорной ответственности, которая может наступить за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возникших из односторонних действий, либо за вред, причиненный личности или имуществу физического лица и имуществу юридического лица (в частности, специальным деликтом является причинение вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа — ст.1069 ГК), а также вследствие неосновательного обогащения.

Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений

Однако сторонники концепции специальной правоспособности публично-правовых образований при безусловной научной ценности их позиции не учитывают то весьма существенное обстоятельство, что в действующем законодательстве не установлены функции либо задачи участия публично-правовых образований в гражданском обороте. В литературе практически не отмечается, что необходимость реализации государством и иными публично-правовыми образованиями публичных интересов прямо не закрепляется ни в отечественном гражданском, ни в предпринимательском, ни в конституционном законодательстве. Тот же
М.В. Смородинов признает, что «установление общих пределов и ограничений гражданской правоспособности публично-правовых образований возможно только путем закрепления в тексте Гражданского кодекса целей их участия в гражданских правоотношениях» [194] . Относительно граж-данского и предпринимательского законодательства можно утверждать, что установление принципов и целей участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях не согласовывалось бы с целями самого гражданского права как отрасли частного права, призванной регулировать имущественные и неимущественные отношения на началах равенства их участников.

В результате проведенного анализа становится очевидным, что гражданская право-субъектность публично-правовых образований приобретает функциональный характер на стадии ее реализации в дееспособности посредством закрепления в компетенции государственных органов и органов местного самоуправления. Публичные задачи изучаемых субъектов определяют функционал гражданской правосубъектности публично-правовых образований в процессе ее реализации, т.е. a posteriori, а не на этапе возникновения и законодательного закрепления их общей правоспособности в главе 5 ГК РФ. То есть именно дееспособность публично-правовых образований носит специальный, функциональный характер и определяется компетенцией публичных органов на вступление в те или иные виды гражданских правоотношений, а также в законодательно установленных случаях и в порядке существует в виде специальных поручений органам публично-правового образования, юридическим или физическим лицам, которым предоставляется право при определенных условиях совершать соответствующие действия от имени публично-правового образования как субъекта гражданского права.

Государство Как Участник Гражданских Правоотношений

Государство как субъект гражданских правоотношений (признаки): организационное единство, обособленное имущество, ответственность по своим обязательствам, возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде. На гос-во распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмотря на то, что гос-во обладает властными полномочиями.

Интересное:  Оквэд оптовая торговля прочими строительными материалами 2019

Гос-во осуществляет свои права и обязанности на федеральном уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др. От имени муниципальных образований право выступать предоставлено представительным органам местного самоуправления. От имени гос-ва могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению гос-ва. Сфера участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной.

Участие государства в гражданских правоотношениях

Российская Федерация выступает субъектом наследственных отношений, приобретая имущество в качестве наследника по завещанию либо, если имущество является вымороченным, в силу закона (ст. 1151 ГК). В частности, особенности участия государства в указанных отношениях проявляются, во-первых, в необходимости наличия установленных законом условий наследования, а именно: имущество является вымороченным, если отсутствуют иные наследники, либо никто из них не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п. 1 ст. 1151 ГК). Во-вторых, у государства отсутствуют некоторые права, например право завещать свое имущество (поскольку распоряжение имуществом на случай смерти предоставлено только физическим лицам (п. 1 ст. 1118 ГК), вследствие чего открытие наследства связано со смертью гражданина (ст. 1113 ГК), право на отказ от наследства (абз. 1 п. 1 ст. 1157 ГК).

субъекты Федерации, хотя и входящие в состав последней, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ);

Государство Как Участник Гражданских Правоотношений

Ст. 41 Конституции Украины предусматривает возможность принудительного отчуждения объектов права частной собственности, которое может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается только в условиях военного или чрезвычайного положения. Реквизиция также предусмотрена ст. 353 ГК Украины. В случае стихийного бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и при других чрезвычайных обстоятельствах, с целью общественной необходимости имущество может быть принудительно отчуждено у собственника на основании и в порядке, установленных законом, при условии предварительного и полного возмещения его стоимости (реквизиция). Конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом. Конфискация регламентирована ст. 354 ГК Украины. К лицу может быть применено лишение права собственности на имущество по решению суда как санкция за совершение правонарушения (конфискация) в случаях, установленных законом. Конфискованное имущество переходит в собственность государства безвозмездно. В этом аспекте государство также выступает субъектом имущественных отношений, которые возникают.

Прежде всего государство как суверен является собственником имущества, при том такого которое не может находиться на праве собственности у других субъектов, находящихся под ее юристдикциею. У государства находится значительная доля имущества. Это, в частности, имущество, обеспечивающее деятельность Верховной Рады Украины и органов государственного управления; имущество Вооруженных Сил, правоохранительных органов; оборонные объекты; единая энергетическая система; транспортная система общего пользования государственного значения, средства государственного бюджета; имущество высших учебных заведений и т. п..

Ссылка на основную публикацию