Содержание
- 1 Должностное лицо в УК РФ — понятие и признаки
- 2 Становление понятия должностного лица в советском уголовном законодательстве *
- 3 Понятие должностного лица в уголовном праве
- 4 Должностное Лицо В Правовом Аспекте Ук Рф
- 5 Признаки, виды и понятие должностного лица в уголовном праве
- 6 Должностное лицо
- 7 Понятие должностного лица
- 8 Ие и признаки должностного лица
- 9 Уголовные преступления и ответственность должностных лиц местного самоуправления за их совершение
- 10 Понятие должностное лицо в законодательстве и правовой науке (стр
- 11 Должностное лицо – понятие, виды ответственности должностных лиц
- 12 Исторические аспекты понятия должностного лица в российском уголовном законодательстве
- 13 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЛЕГАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА И ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ (1917-1995 ГГ
Должностное лицо в УК РФ — понятие и признаки
Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285. Должностными лицами признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Таким образом, в основе понятия должностного лица лежит указание на ответственные функции, выполняемые этими лицами в сфере организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности.
Административно-хозяйственные функции — это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом. Такими функциями наделяются начальники хозяйственных служб и их заместители, зав. складами и магазинами и др.
Становление понятия должностного лица в советском уголовном законодательстве *
В период Великой Отечественной войны проводилась уголовно-правовая политика, способствовавшая скорейшему переводу народного хозяйства СССР на военные рельсы. В стране активно были мобилизованы производственные, материальные и трудовые ресурсы для наращивания объемов промышленного производства. Уголовно-правовые средства использовались для безотлагательного решения главной для государства задачи: «Все для фронта, все для победы». «Отечественная война, возлагающая ряд новых обязанностей на всех граждан СССР и повышающая требования к ним, повышает, в частности, и требования, предъявляемые специально к работникам государственного аппарата, к работникам всех общественных и других организаций. Во время войны возрастает вместе с тем ответственность за нарушение должностными лицами их служебных обязанностей за совершенные ими проступки и преступления» , — полагали криминалисты в те годы. Именно поэтому в годы Великой Отечественной войны должностные преступления составляли особый вид преступности. Из 14 статей третьей главы УК РСФСР 1926 г. (в редакции, которая действовала в период войны) активно применялось на практике около половины, а именно: ст. 109 «Злоупотребление властью», ст. 110 «Превышение власти», ст. 111 «Бездействие власти и халатность», ст. 117 «Взяточничество», ст. 118 «Дача взятки и посредничество во взяточничестве», ст. 119 «Провокация взятки». Должностные лица, совершившие специальные виды должностных преступлений, регламентированных в других главах УК РСФСР, также активно привлекались к уголовной ответственности. В подавляющем большинстве случаев речь шла о совершении должностных растрат.
В период правления Сталина в СССР регистрировался относительно низкий уровень уголовных преступлений. По мнению профессора В.В. Лунеева, особенно низким в эти годы был уровень должностных преступлений — 0,2 преступления на 100 тыс. всего населения и примерно 2 — 3 деяния на 100 тыс. должностных лиц, которые могли нести уголовную ответственность за совершение этого преступления. К числу причин низкого уровня зарегистрированной должностной преступности ученый относит такие, как жесткий тоталитарный контроль за поведением и деятельностью людей, в том числе и служивых, абсолютная экономическая зависимость должностных лиц от государства, узаконенный приоритет государства над правами личности, всеохватный жесткий централизм власти с почти военным подчинением государственных служащих и др. . Несмотря на такую картину официальной статистики о распространенности должностных преступлений, ученые справедливо полагают, что современная Россия унаследовала проявления коррупции в системе государственной службы нашей страны, которые сложились в СССР. По мнению В.В. Гладких, во-первых, власть не признавала слово «коррупция», позволив ввести его в употребление лишь в конце 80-х годов XX в. Вместо него использовались термины «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и т.п. Отрицая термин, отрицали понятие, а значит, и явление. Тем самым заранее обрекали на неудачу и анализ этого явления, и любую борьбу с его частными уголовно наказуемыми проявлениями .
Понятие должностного лица в уголовном праве
Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив.
Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.
Должностное Лицо В Правовом Аспекте Ук Рф
2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.
Первая категория — лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.
Признаки, виды и понятие должностного лица в уголовном праве
В примечании к статье 285 Уголовного Кодекса России указывается, что под должностным лицом понимается человек (именно физическое лицо), который временно или на постоянной основе осуществляет полномочия представителя власти по специальному представлению. Понятие должностного лица в уголовном праве включает в себя возможность выполнения организационно-распорядительной или административно-хозяйственной деятельности. Среди органов власти, в которых может действовать такое определение, есть органы местного самоуправления, государственной власти, муниципальные объединения, учреждения, корпорации, Вооруженные Силы России или другие военные формирования, что действуют в нашем государстве.
Должностное лицо – это общее понятие, имеющее свои особенности и индивидуальные характеристики в зависимости от аспектов, в которых оно рассматривается. При этом понятие должностного лица в уголовном праве отличается своими нюансами. Связано это с тем, что совершение преступления простым субъектом – человеком без особых признаков, становится покушением на один объект. Преступление, совершенное должностным лицом, – покушение не только на основной объект, но и на отношения власти, соподчинения и иерархии, что более опасно по природе своей. Поэтому рассмотрим, что понимается под должностным лицом.
Должностное лицо
Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Понятие должностного лица
Четвертая категория субъектов — лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления. Глава органа местного самоуправления избирается на территории муниципального образования и наделяется полномочиями для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Оздоев М.Т. «Должностные преступления». Дис. … канд. юрид. наук: Москва, 2006.- 207с.
Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК РФ. Все рассмотренные категории должностных лиц, кроме специальных признаков, должны обладать и общими признаками субъекта: быть вменяемыми и достичь возраста уголовной ответственности — 16 лет. В отношении ряда должностей установлен возрастной ценз. Например, на государственную должность назначаются лица не моложе 18 лет; лицо моложе 25 лет не может быть судьей, прокурором, судебным приставом.
Ие и признаки должностного лица
В прим. 1 к ст. 285 УК РФ ДЛ — лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие ф-ции представителя власти либо выполняющие орг.-распор., адм.-хоз. ф-ии в гос. органах, органах МСУ, гос. и мун. учреждениях, гос. корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
1. Деяние- это использование ДЛ своих служебных полномочий вопреки интересам службы. 2. Использование полномочий— означает совершение деяния (действия, бездействия) в рамках служебной компетенции в сфере служебных полномочий , т.е. это лицо ВПРАВЕ совершать такие действия или бездействия.
Уголовные преступления и ответственность должностных лиц местного самоуправления за их совершение
В частности речь идет, например, о ст. 136 УК РФ, в соответствии с которой преступлением является дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Данное преступление наказывается от штрафа от 100 тысяч рублей до лишения свободы сроком до 5 лет.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает особенности привлечения к уголовной ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления. Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором субъекта РФ (ст. 448 УПК РФ) [6].
Понятие должностное лицо в законодательстве и правовой науке (стр
Попытка дать подобного рода разъяснения применительно к уголовному законодательству делается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе[13] «. В нем устанавливается, что «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности».
Отсутствие закрепленного в административном законодательстве определения должностного лица влекло за собой многочисленные попытки установить характерные признаки, выделяющие должностных лиц из массы остальных служащих.
Должностное лицо – понятие, виды ответственности должностных лиц
Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 постановления № 6 от 10 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» подчеркнул, что субъектами получения взятки не могут быть работники государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.
Интересны рассуждения Б.В. Волженкина, который абсолютно прав, когда пишет, что характер полномочий служащих государственных и муниципальных учреждений предполагает исполнение ими не только управленческих функций, имеющих юридическое значение, но и функций исключительно профессиональных. «Все это наглядно можно показать на примере медицинских работников. . Так, главный врач организует, направляет работу вверенной ему больницы. Подобная деятельность носит должностной характер. Врач (пусть даже главный врач или заведующий отделением), осматривающий больного и ставящий диагноз,…осуществляет при этом свои профессиональные лечебные функции, а не обязанности должностного характера. Поэтому принятие врачом вознаграждения, например, за удачно проведенную операцию, взяточничеством назвать нельзя».Однако автор сам себе противоречит. Во-первых, если вернуться к высказанному им же мнению о том, что о наличии распорядительных функций свидетельствует обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, с очевидностью следует вывод: врач при проведении операции тоже является должностным лицом, поскольку его действия влекут правовые последствия. Во-вторых, Б.В. Волженкин отмечает, что рассмотренный принцип разграничения служебных обязанностей на сугубо профессиональные и организационно-распорядительные должен применяться при решении вопроса о злоупотреблениях, допущенных преподавателями высших учебных заведений. Преподаватель, принимающий экзамен, в известной мере врач, ставящий диагноз качеству подготовки студента по той или иной дисциплине.Иная ситуация, когда преподаватель является членом государственной аттестационной комиссии. Именно она и будет проанализирована. В этот момент преподаватель действительно — должностное лицо. Он наделяется от имени государства правом принятия решения о присвоении квалификации или зачислении в учебное заведение. В Положении «Об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации»закрепляется, что одной из основных функций государственных аттестационных комиссий является решение вопроса о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома о высшем образовании (п. 5). Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявленных к выпускникам (п. 12). Аналогичные функции экзаменационной комиссии предусмотрены в Положении о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Последствия решений, принятых данными комиссиями, таковы: указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу (ст. 27 Закона РФ «Об образовании»). Не вызывает сомнения и то, что преподаватели, входящие в состав приемной экзаменационной комиссии, являются должностными лицами.
Исторические аспекты понятия должностного лица в российском уголовном законодательстве
- 1922–1949 гг. — впервые произошло законодательное закрепление понятия должностного лица как специального субъекта. Изначально в УК РСФСР 1922 г. под ними понимались «лица, занимающие постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, имеющем по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлении хозяйственных, просветительных и других общегосударственных задач». Таким образом, акцент законодатель ставил на таких критериях, как занятие должности именно в государственном учреждении, предприятии, организации либо объединении, а также осуществление общегосударственных задач.
- до второй половины XIX в. наблюдается отсутствие в уголовном законодательстве какого-либо общего понятия «должностного лица» как субъекта должностных преступлений. Окончательное решение о степени вины и наличии в деянии лица квалифицирующих признаков полностью отдавалось на усмотрение суду, поэтому существовала возможность при одних и тех же обстоятельствах выносить различные решения. Однако предпринимаются первые попытки дать доктринальное определение указанному понятию.
- 1885–1922 гг. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. хотя и определяло круг преступного поведения и устанавливало уголовную ответственность за совершение преступления, но устанавливало предельно расширительное толкование понятия «должностное лицо», приравненного к понятию «служащий». Так, Р. Гоувальт просто перечислил всех служащих царской государственной службы, являющихся, по его мнению, должностными лицами [3, с. 44–46]. В основу был положен материальный признак — материальная ответственность лица за вверенное ему общественное или государственное имущество. Таким образом, должностным признавалось всякое лицо, которое пользуясь занимаемой должностью могло посягнуть на наиболее значимые общественные отношения, затрагивающие интересы государственной власти.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЛЕГАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА И ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ (1917-1995 ГГ
Принятый в 1926 г. второй УК РСФСР [18] не внес каких-либо принципиальных изменений в определение понятия должностного лица и в легально определенную систему должностных преступлений. Изменения, коснувшиеся системы должностных преступлений, заключались в том, что дача взятки и посредничество во взяточничестве были выделены в отдельную статью, а расточение государственного достояния в ущерб интересам трудящихся теперь стало называться растратой, и было объединено в один состав, наряду с присвоением должностным лицом денег, ценностей или иного имущества.
В примечании к ст. 170 УК РСФСР 1960 года было сформулировано определение должностного лица. К категории должностных лиц относились те, кто постоянно или временно осуществляет функции представителя власти либо в государственных, либо общественных учреждениях, предприятиях, организациях занимает должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняет такие обязанности по специальному полномочию.