Земли населенных пунктов для сельскохозяйственного использования

Содержание

Категория земли и вид разрешенного использования

Что касается условно-разрешенных видов его использования, то их перечень регламентируется градостроительным законодательством того региона, к которому участок относится. Но во всех случаях, чтобы выбрать любой из данных видов, собственник обязан это согласовать с властями и заручиться необходимым разрешением.

Согласно пункту номер 11 той же статьи, находящиеся в пределах сельскохозяйственных земель участки можно использовать в целях строительства помещений и зданий, предназначение которых — сельскохозяйственное производство. Другой возможный вариант их использования — под пашни и многолетние насаждения. Если вы планируете участок под индивидуальное жилищное строительство, проверьте наличие кода в кадастровом паспорте, относящегося к жилой застройке (2.0 — 2.7).

На какой земле можно строить, категории и виды разрешённого использования

Земельный участок может относиться к землям населенных пунктов, к землям сельскохозяйственного назначения, к землям особо охраняемых территорий, к землям промышленного назначения, к землям лесного фонда, к землям водного фонда и др. Частным лицам для коттеджного строительства выделяются земли, относящиеся к первым двум категориям. В редких случаях может быть разрешено строительство на участках земель, относящихся к землям особо охраняемых территорий.
Земли населенных пунктов (поселений)
Землями населенных пунктов (земли поселений) называются земли, которые используются и предназначаются для застройки, а также развития населенных пунктов. Земли населенных пунктов отделяются от земель других категорий границами городских и сельских населенных пунктов. В соответствии с п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ. Существуют предписания градостроительного регламента, исходя из которых разные участки земли, находящиеся в одном и том же населенном пункте, могут иметь различные предназначения, предположим, сельскохозяйственное использование и жилищное строительство. Таким образом, можно построить дом на земле, которая предназначена как под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), так и под ИЖС. Разница будет заключаться лишь в том, что прописку в доме, находящемся на участке, выделенном под ЛПХ, придется доказывать через суд. Если же прописка для вас не принципиальна, то эти два варианта больше ничем не отличаются.
Земли сельхозназначения
Данные земли располагаются за чертой поселений и предназначаются для нужд сельского хозяйства в соответствии с пунктом 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ. Но вот по виду использования такие земли сильно отличаются, что может в значительной степени ограничить возможности владельца в плане застройки. Допустим, участок из категории земель сельскохозяйственного назначения может предназначаться для огородничества, и на нем невозможно построить объект ИЖС. В другом случае он может предназначаться для личного подсобного хозяйства с правом застройки, либо без такового. Если же участок предназначен для садоводства, ведения крестьянско-фермерского хозяйства, то застройка возможна, но существуют некоторые ограничения. Помимо этого можно перевести участок земли сельскохозяйственного назначения в другую категорию, которая не имеет такой ценности по законодательству, например, категория земель населенных пунктов. Данные действия можно совершить, если нужно заняться расширением права владельца на застройку.
В случае таких изменений необходимо внести земельный участок в черту поселения, то есть, по сути, изменить черту поселения. Помимо этого придется возмещать потери сельхозпроизводства государству. Такие действия могут оказаться экономически невыгодными. В данной ситуации можно не менять категорию земли, а изменить только целевое назначение, допустим, определить его для ведения дачного хозяйства, либо садоводства.

Земля, которая предназначается для индивидуальных застроек, таких как коттедж, дача, усадьба, может обладать несколькими статусами: она делится по категориям и по виду назначения. Строительство дома будет зависеть от того, к какому назначению принадлежит земельный участок: оно может быть разрешено, но с определенными ограничениями, либо совсем запрещено.

Земли населенных пунктов для сельскохозяйственного использования

Согласно федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», дачный земельный участок предоставляется гражданину или приобретается им в целях отдыха – с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания. Если земельный участок находиться в черте населенного пункта, то при необходимости можно в любой момент добиться регистрации проживания в нем – правда, в силу некоторых особенностей законодательства свое право регистрации необходимо будет доказывать через суд. В случае, когда земельный участок приобретен в коттеджном поселке, имеющем такую форму организации, как дачное некоммерческое объединение (ДНО), возведение строений и сооружений различного назначения производиться в соответствии с общим проектом организации и застройки территории ДНО. Дачное строительство на сельскохозяйственной земле мало отличается от ИЖС. В остальном же строительство на дачном участке имеет важное преимущество перед ИЖС, поскольку при этом практически не действуют ограничения по габаритам и назначению возводимых зданий.

Земли КФХ наиболее подходят для строительства усадьбы, поскольку участок земли, выделяемый для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, может быть сколь угодно большим. Неудобство такой формы назначения земли для ее владельца, изначально не планировавшего крестьянско-фермерской деятельности, очевидно и заключается в том, что в какой-то форме вести сельскохозяйственную деятельность и сдавать отчеты о ней в налогоую инспекцию все-таки придется. Однако на практике эта проблема регается довольно просто: для подтверждения целевого использования земли достаточно наличия на участке вишневого сада или конюшни с лошадьми, для подготовки же отчетов по сельскохозяйственной деятельности целесообразно привлечь бухгалтера с соответствующим опытом.

Категории земель и виды разрешенного использования

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.
Интересное:  Внутри Больничного Административный Отпуск

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Категории и виды разрешенного использования земель населенных пунктов

  • жилые кварталы;
  • земли, используемые для общественного развития (учреждения, школы, офисные центры, поликлиники и т.д.);
  • курортно-рекреационные территории (парки, санатории);
  • сельскохозяйственные;
  • промышленные;
  • транспортной инфраструктуры;
  • объектов Минобороны РФ;
  • спецназначения;
  • иного использования.

Поскольку закон не допускает строительство, которое противоречит указанному в кадастровом паспорте виду использования, собственник может подать ходатайство о присвоении его участку дополнительного вида. Подобный вариант изменения статуса участка достаточно распространен. Обычно он используется для открытия магазинов или других объектов социального назначения.

Чем отличается земля сельскохозяйственного производства от земли сельскохозяйственного использования? В помощь начинающим риэлторам

Земли сельскохозяйственной категории для сельскохозяйственного использования, находящиеся в границах населенного пункта подлежат изменению их правового статуса на «дачное строительство» или «для индивидуальной жилищной застройки» так как на такие земли и строения на этих землях распространяются статьи Градостроительного кодекса РФ.( ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГСК РФ)

Сельскохозяйственные угодья – это высокоплодородная земля, на которой можно сажать овощи, зерновые, бахчевые и другие культуры, выращивать сады и плодовые кустарники. Такие земли не подлежат переводу в другие категории вообще, так как находятся под особой охраной государства. Самым ценным видом сельхозугодий является пашня.

Земли населенных пунктов: виды разрешенного использования участков этой категории

Поэтому стоит заранее узнать ВРИ и категорию участка. Есть несколько способов выяснить, к какой категории земель относится Ваш участок, самый простой из них — по кадастровому номеру. Подробнее о том, какая категория земли больше подходит для строительства дома или дачи, читайте здесь. Также полезной может быть информация из статьи: «Чем отличаются ИЖС, СНТ, ДНП«.

Добрый день!
В выписке указано:
— Категория земель: Земли населенных пунктов
— Вид разрешенного использования: Для объектов жилой застройки
Могу ли я строить на данном участке дом для себя и в дальнейшем прописаться в нем?
Чем отличается ВРИ:(Для объектов жилой застройки) от ВРИ:(ИЖС)

Виды разрешенного использования земель населенных пунктов

Существует еще 9-я категория, которая обозначена законом как «иные территориальные зоны». Как правило, к ней относятся земельные участки, предназначенные для общего пользования (улицы, проезды, площади, скверы, парки и т. д.). Обычно такие земли входят в состав основных зон и не предполагают возможности приватизации или получения в частную собственность любым другим способом.

  • для возведения малоэтажных жилых домой (не выше 3 этажей, не предполагающих деление на квартиры);
  • садоводства и огородничества (выращивание плодовых, овощных, ягодных, сельскохозяйственных растений);
  • возведения подсобных сооружений (сараи и т. д.) и гаражей;
  • строительства садовых домов (требования аналогичны предъявляемым к малоэтажным застройкам);
  • организации приусадебных участков (для личного подсобного хозяйства);
  • возведения передвижных домов (временных сооружений, пригодных для проживания — вагончиков, кемпингов и т. д. — с возможностью подключения к инженерным сетям).

Правовые проблемы земель сельскохозяйственного использования

— поскольку территориальные зоны сельскохозяйственного использования входят в состав земель населенных пунктов, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности муниципальных образований. Кроме того органы местного самоуправления вправе распоряжаться и управлять земельными участками собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования[6].

На сегодняшний день территориальные зоны сельскохозяйственного использования законодательно не защищены. Что же касается земель сельскохозяйственного назначения, то в соответствии с пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Интересное:  Какие льготы имеет сотрудник рожденный в чернобыле

Городская квартира

Кроме зон жилой застройки, жилые дома можно строить в зонах сельскохозяйственного использования в черте населенного пункта. Если такие зоны предусмотрены ПЗЗ для данного населенного пункта, то для них могут быть разрешенные виды использования:

Росреестр уже года два разрабатывает и пытается ввести единый классификатор видов разрешенного использования земельных участков в целях ведения государственного кадастра недвижимости, но пока на территориях, не принявших ПЗЗ, рекомендуется пользоваться типовым перечнем, приведенным в пункте 1.2. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39.

Особенности земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования и порядок их включения в границы

Стоит понимать, что местная администрация имеет право (в рамках своей компетенции) распоряжаться и руководить всеми участками земли сельскохозяйственного использования, которые находятся в границах данного поселения. Это же право распространяется на не дифференцированные землевладения.

Земля – это очень важная часть среды природы, которая окружает человека. На территории нашей страны земли разделены на категории. При этом важным моментом в законодательной базе является целевое использование земель. Конечно, можно перевести землю из одной категории в другую, но нужно точно знать особенности этой процедуры. Так же стоит понимать, к какой категории относится та или иная земля.

Земли населенных пунктов для сельскохозяйственного использования

Понятие земель населенных пунктов. Земли населенных пунктов играют важную роль в жизни общества, выполняя функцию территориально-пространственного базиса. Занимая сравнительно небольшую площадь по отношению ко всей территории, эти земли являются местом проживания большей части населения. Земли, занятые населенными пунктами, предназначены для размещения городов, поселков, сельских населенных пунктов и объектов недвижимости, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Земельное законодательство выделяет эти земли в качестве отдельной категории земель. Землями населенных пунктов являются все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунтов (ст. 70 ЗК). Правовой режим этой категории земель определен в ЗК и Градостроительном кодексе РФ.

Поселения делятся на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).
В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:
сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн человек);
крупнейшие города (численность населения от 1 млн до 3 млн человек);
крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн человек);
большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек);
средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек);
малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек);
крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тыс. человек);
большие сельские поселения (численность населения от 1 тыс. до 5 тыс. человек);
средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тыс. человек);
малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).
Черта населенного пункта. Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта являются внешней границей земель города, поселка, сельского населенного пункта, которые отделяют их от других категорий земель.
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования разрабатываются на основе генеральных планов городских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов). Проекты черты иных поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов указанных поселений. Такие проекты, за исключением проектов черты городов федерального значения, разрабатываются органами местного самоуправления и утверждаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий.
Проекты черты городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ сопредельных территорий и утверждаются Правительством РФ.Утверждение проектов черты поселений не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений и муниципальных образований. Установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов на местности осуществляются в порядке проведения землеустройства (п. 7 ст. 113 ЗК).
Установление черты поселения влечет правовые последствия. Значение факта установления такой черты заключается в том, что его результатом является определение сферы применения правового режима земель населенных пунктов на всю территорию, которая находится внутри черты.
Пространственную и земельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составляют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверхностью указанных территорий (ст. 38 Градостроительного кодекса). Следует отметить, что включение земельных участков в черту поселения не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. Однако в данном случае изменяются ставки земельного налога.
Порядок установления черты населенных пунктов регулируется Временной инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов городской, поселковой черты и черты сельского поселения Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 21 мая 1993 г. № 18-14. Инструкция устанавливает основные требования, предъявляемые к составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектов черты поселений, а также их установлению в натуре.
Виды земель населенных пунктов и общая характеристика их правового режима. Земли населенных пунктов по целевому назначению не однородны.
В их составе выделяются:
земли городской, поселковой и сельской застройки;
земли общего пользования;
земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;
земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
земли, занятые лесами, а в городах — городскими лесами;
земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (ст. 71 ЗК).
Составные части земель населенных пунктов имеют различное целевое назначение. Однако правовой режим всех этих видов земель в целом подчинен главной задаче — обслуживанию различного рода нужд населенного пункта. Их объединяет общее основное целевое назначение всех составных частей данной категории земель. Определенное единство основного целевого назначения видов земель населенных пунктов определяет необходимость сочетания и гармонизации регулирования их использования для различных целей в интересах обеспечения общего для них целевого назначения.
В основе правового режима земель населенных пунктов лежит принцип комплексного регулирования использования этих земель и объектов недвижимости, находящихся на них и прочно связанных с землей. Законодательство о землях населенных пунктов определяет режим недвижимости как единого целого. Условия создания объектов недвижимости (зданий и сооружений) на этих землях во многом зависят от естественных природных свойств земельных участков. Одновременно назначение объектов недвижимости определяет характер правового режима земель, целевое назначение их использования. Это обстоятельство — основная особенность правового режима земель населенных пунктов.
Земли городской, поселковой и сельской застройки — наиболее важная часть земель населенных пунктов. К ним относятся земли, застроенные и подлежащие застройке жилыми, культурно-бытовыми, административными, деловыми, производственными, складскими, религиозными и иными строениями и сооружениями. Эти земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства (ст. 75 ЗК).
Земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. На этих землях осуществляется право общего землепользования и большая их часть не предоставляется конкретным организациям. В то же время на землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т.п.).
В составе земель населенных пунктов могут находиться земли сельскохозяйственного использования и другие угодья. К землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. К другим угодьям относятся кустарники, торфяники, овраги, карьеры и др. Указанные земли используются колхозами, совхозами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для ведения сельского хозяйства, а также для других нужд городского хозяйства.
Правовой режим земель сельскохозяйственного использования отличается от правового режима земель сельскохозяйственного назначения, хотя фактически они имеют аналогичное целевое использование. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли сельскохозяйственного использования входят в состав земель населенных пунктов. Они расположены в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов. Эти земли являются резервными территориями для застройки населенных пунктов. В случае необходимости они могут изыматься у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов и соответственно предоставляться для нужд строительства и благоустройства населенного пункта. В отношении этих земель не действует принцип приоритета использования земель сельскохозяйственного назначения.
В состав земель городов, поселков, сельских населенных пунктов входят земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Их правовой режим подчинен требованиям, установленным ст. 89—93 ЗК, применительно к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Однако они отличаются от земель указанной категории, поскольку являются частью земель населенного пункта и находятся в ведении городских, поселковых и сельских администраций. Любая деятельность на этих землях, противоречащая их целевому назначению, запрещается, а всякое строительство разрешается только по решению городской, поселковой, сельской администрации.
Земли, занятые лесами, в населенных пунктах служат целям охраны ландшафтов, растительного и животного мира, сохранения окружающей среды, улучшения микроклимата, организации отдыха населения, защиты территории от ветровой и водной эрозии. Леса на землях населенных пунктов (поселений) не входят в состав лесного фонда (ст. 7 ЛК). Леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с ЛК РФ. В этих лесах запрещается лесопользование, не совместимое с назначением этих лесов. Допускаются рубки ухода, санитарные рубки, рубки реконструкции и обновления, прочие рубки (ст. 133 ЛК).
Согласно ст. 79 ЗК к землям промышленности, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими администрациями.
Режим таких земель в определенной степени сходен с режимом земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения, которые находятся вне пределов городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов. Целевое использование всех этих земель одинаково. Однако основное отличие правового режима данных земель, находящихся в границах населенных пунктов, состоит в том, что порядок их использования подчинен общему правовому режиму земель населенных пунктов и эти земли находятся в ведении местных администраций.
Характеризуя в целом правовой режим земель населенных пунктов, следует выделить следующие его отличительные черты: планирование использования земель населенных пунктов, зонирование их территорий и регулирование застройки земель населенных пунктов. Использование этих правовых инструментов позволяет обеспечить комплексное правовое регулирование использования данных земель и объектов недвижимости, прочно связанных с землей.

Ссылка на основную публикацию